Электронный архив

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Показать сокращенную информацию

dc.contributor Казанский (Приволжский) федеральный университет
dc.contributor.author Захарова М.А. ru_RU
dc.date.accessioned 2023-01-23T11:28:38Z
dc.date.available 2023-01-23T11:28:38Z
dc.date.issued 2022
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/173629
dc.description.abstract Проблема исследования актуализируется и обосновывается потребностью преодоления ряда противоречий между: востребованностью педагогов, владеющих качественно новыми компетенциями, способных выстраивать свою деятельность в соответствии с социально-экономическими инновациями и укорененностью в сознании большинства учителей эталонов традиционного опыта; высокой скоростью обновления знаний, высокой информационной насыщенностью социальной среды и отставанием формирования в вузе опыта социального взаимодействия обучающихся; а также трансформацией современного понимания сущности процесса профессиональной социализации и поиска путей ее сопровождения. Анализ значительного количества исследований показывает, что термин "профессиональная социализация обучающихся", несмотря на его широкое применение, все еще не имеет однозначного толкования: способ интериоризации социальных норм, свойственных педагогической среде, и самоидентификация личности в профессиональной среде [6]; система присвоения общественно выработанного опыта, отношений, социальных норм, ролей и функций [4]; самоопределение и вхождение личности обучающегося в профессиональную среду [5]; приобретение знаний, навыков, ценностей и этических стандартов для формирования профессиональной идентичности [10]; "вхождение" молодых людей в социальную среду, которая выступает социально-педагогическим пространством становления специалиста [9]; система, обеспечивающая непрерывное становление профессионала от профессиональной ориентации через профессиональное самоопределение, адаптацию и развитие профессионального самосознания, к профессионально-трудовой социализации [7]; исходный момент профессиональной социализации [8]; процесс личностного становления, освоения, интериоризации системы ценностей и опыта будущей профессии [2]; обретение обучающимся личностных качеств и профессиональных компетенций [1]; адаптация и взаимодействие обучающегося с социумом, включающим воспитательный потенциал учебного заведения [3]. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальном определении педагогических условий, обеспечивающих успешность профессиональной социализации будущего педагога, выявлении особенностей технологического инструментария. В статье исследуется опыт Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Методы исследования: теоретические, в том числе анализ предмета исследования на основе изучения философской, психологической и педагогической литературы; анализ организации педагогической деятельности; эмпирические: анкетирование, метод экспертных оценок. В исследовании приняли участие 100 студентов 2 и 3 курсов бакалавриата. Выводы и рекомендации: полученные положительные результаты позволяют определить в качестве условий, обеспечивающих успешность профессиональной социализации обучающихся в вузе, следующие: организация взаимодействия личности и профессиональная среды, рассматриваемая нами как комплекс социальных, материальных и духовных условий, влияний; обеспечение учебной адаптации студентов в вузе; развитие самоуправления, инициативы и самостоятельности будущего учителя через включение его в интерактивное диалоговое взаимодействие, что позволяет обеспечить субъект-субъектный подход, готовность к сотрудничеству. ru_RU
dc.description.abstract The problem of research is actualized and justified by the need to overcome a number of contradictions between: the demand for teachers who have qualitatively new competencies, are able to build their activities in accordance with socio-economic innovations and the entrenchment in the minds of most teachers of the standards of traditional experience; high rate of knowledge renewal, high information richness of the social environment and lag behind the formation of the university's experience of social interaction of students; as well as the transformation of the modern understanding of the essence of the process of professional socialization and the search for ways to accompany it. An analysis of a significant number of studies shows that the term "professional socialization of students," despite its wide application, still does not have an unequivocal interpretation: a way of interiorizing social norms characteristic of the pedagogical environment, and self-identification of the person in the professional environment [6]; a system for assigning socially developed experience, relationships, social norms, roles and functions [4]; self-determination and entry of the student's personality into the professional environment [5]; Acquisition of knowledge, skills, values and ethical standards for professional identity [10]; the "entry" of young people into the social environment, which acts as a socio-pedagogical space for the formation of a specialist [9]; a system that ensures the continuous development of a professional from professional orientation through professional self-determination, adaptation and development of professional identity to vocational-labor socialization [7]; the starting point of professional socialization [8]; process of personal formation, development, interiorization of system of values and experience of future profession [2]; acquisition of personal qualities and professional competencies [1]; adaptation and interaction of the student with the society, which includes educational potential of the educational institution [3]. The aim of the study is to theoretically substantiate and experimentally determine the pedagogical conditions that ensure the success of the professional socialization of the future teacher, and to identify the features of technological tools. The article explores the experience of Bunin Yelets State University. Research methods: theoretical, including analysis of the subject of research based on the study of philosophical, psychological and pedagogical literature; analysis of the organization of pedagogical activities; empirical: questionnaire, method of expert assessments. The study involved 100 students of 2 and 3 undergraduate courses. Conclusions and recommendations: the obtained positive results make it possible to determine the following as conditions ensuring the success of professional socialization of students at the university: organization of interaction between the individual and the professional environment, which we consider as a complex of social, material and spiritual conditions, influences; providing educational adaptation of students at the university; developing self-government, initiative and independence of the future teacher through its inclusion in an interactive dialogue, which allows ensuring a subject-subject approach, readiness for cooperation. en_US
dc.relation.ispartofseries Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке. Часть II ru_RU
dc.subject профессиональная социализация ru_RU
dc.subject профессиональная среда ru_RU
dc.subject интерактивное диалоговое взаимодействие ru_RU
dc.subject профессиональная зрелость ru_RU
dc.subject professional socialization en_US
dc.subject professional environment en_US
dc.subject interactive dialogue en_US
dc.subject professional maturity en_US
dc.title ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ru_RU
dc.title.alternative PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF THE FUTURE TEACHER: PRESERVATION OF TRADITIONS OF EDUCATION IN HIGHER EDUCATION AND MODERN TRENDS en_US
dc.type article
dc.identifier.udk 378.046.4
dc.description.pages 273-280


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в электронном архиве


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись

Статистика