Показать сокращенную информацию
dc.contributor | Казанский (Приволжский) федеральный университет | |
dc.contributor.author | Казакова Л.А. | ru_RU |
dc.date.accessioned | 2023-01-23T11:26:34Z | |
dc.date.available | 2023-01-23T11:26:34Z | |
dc.date.issued | 2022 | |
dc.identifier.uri | https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/173620 | |
dc.description.abstract | Проблема исследования. В последние несколько лет в психолого-педагогических и социально-гуманитарных науках активизировались исследования, посвященные изучению новшеств в области подготовки педагогов к работе с людьми с особыми образовательными потребностями. Активно изучаются дидактические и методические основы организации подготовки учителей и педагогов-дефектологов к образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями с использованием информационных технологий. Однако, нам кажется необходимым описать особенности психологической подготовки будущих учителей к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях пандемии COVID-19. Следовательно, целью исследования является: теоретическое изучение феномена готовности будущих педагогов и педагогов-дефектологов к организации и осуществлению образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями в современном обществе в условиях пандемии COVID-19. Феномен психологической готовности изучается нами на философском уровне методологии в теоретических рамках философско-антропологического подхода; на общенаучном уровне методологии с использованием терминологии средового и деятельностного подходов; для диагностики психологической готовности применялся комплекс аппаратных и интервьюрных методов. В исследовании принимали участие студенты 2-3 курса Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, будущие учителя начальных классов, иностранного языка, физической культуры и спорта, психологи и педагоги-дефектологи (логопеды). Педагогическая антропология как часть философско-антропологического знания позволяют выделить и описать у будущего педагога такие внутренние качества как: активность, самостоятельность, саморазвитие, самоизменение. На общенаучном уровне методологии через средовый подход возможно рассмотрение социальной среды как комплекса или системы условий совершенствования психологической готовности будущих учителей в отношении образовательной деятельности с обучающимися с особыми образовательными потребностями. В терминологии деятельностного подхода психологическая готовность соотносится с вариантом целенаправленной деятельности человека, сущность которой состоит в модификации собственного внутреннего мира при воздействии разнообразных факторов с учетом субъектности. В процессе экспериментального исследовании было выявлено, что психологическая готовность относится к неустойчивым психическим новообразованиям у студентов - будущих учителей и педагогов-дефектологов, что требует реализации специальной целенаправленной программы на протяжении нескольких лет обучения. Представленные в статье материалы позволяют использовать их при проектировании и реализации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального и высшего образования. | ru_RU |
dc.description.abstract | Research problem. Over the past few years, studies on the study of innovations in the preparation of teachers for work with people with special educational needs have intensified in the psychological, pedagogical and social and humanitarian sciences. Didactic and methodological foundations of the organization of training of teachers and teachers-defectologists for the educational activities of children with special educational needs using information technologies are actively studied. However, it seems necessary for us to describe the features of the psychological training of future teachers to work with children with special educational needs in the context of the COVID-19 pandemic. Consequently, the purpose of the study is: a theoretical study of the phenomenon of the readiness of future teachers and defectologists to organize and implement educational activities of children with special educational needs in modern society in the context of the COVID-19 pandemic. The phenomenon of psychological readiness is studied by us at the philosophical level of methodology in the theoretical framework of the philosophical and anthropological approach; at the general scientific level of methodology using the terminology of environmental and activity approaches; a set of hardware and interviewing methods was used to diagnose psychological readiness. The study was attended by 2-3 year students of the Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, future teachers of primary classes, a foreign language, physical culture and sports, psychologists and teachers-defectologists (speech therapists). Pedagogical anthropology, as part of philosophical and anthropological knowledge, makes it possible to distinguish and describe in the future teacher such internal qualities as: activity, independence, self-development, self-change. At the general scientific level of methodology, through an environmental approach, it is possible to consider the social environment as a complex or system of conditions for improving the psychological readiness of future teachers in relation to educational activities with students with special educational needs. In the terminology of the activity approach, psychological readiness is correlated with the option of purposeful human activity, the essence of which is to modify one's own internal world under the influence of various factors, taking into account subjectivity. In the course of the experimental study, it was revealed that psychological readiness refers to unstable mental neoplasms in students - future teachers and defectologists, which requires the implementation of a special targeted program over several years of study. The materials presented in the article allow them to be used in the design and implementation of the educational process in institutions of secondary vocational and higher education. | en_US |
dc.relation.ispartofseries | Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке. Часть II | ru_RU |
dc.subject | дети с особыми образовательными потребностями | ru_RU |
dc.subject | будущие учителя | ru_RU |
dc.subject | пандемии COVID-19 | ru_RU |
dc.subject | готовность | ru_RU |
dc.subject | психологическая готовность | ru_RU |
dc.subject | children with special educational needs | en_US |
dc.subject | future teachers | en_US |
dc.subject | COVID-19 pandemics | en_US |
dc.subject | readiness | en_US |
dc.subject | psychological readiness | en_US |
dc.title | ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 | ru_RU |
dc.title.alternative | PSYCHOLOGICAL READINESS OF FUTURE TEACHERS TO WORK WITH CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC | en_US |
dc.type | article | |
dc.identifier.udk | 378.4 | |
dc.description.pages | 289-294 |