Электронный архив

ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРЕДИКТОРОВ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ: КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Показать сокращенную информацию

dc.contributor Казанский (Приволжский) федеральный университет
dc.contributor.author Банщикова Т.Н. ru_RU
dc.contributor.author Соколовский М.Л. ru_RU
dc.date.accessioned 2023-01-17T11:37:30Z
dc.date.available 2023-01-17T11:37:30Z
dc.date.issued 2022
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/173586
dc.description.abstract В настоящее время отмечается повышенный интерес ученых и практиков к проблеме благополучия субъектов образования, поскольку именно данное явление выступает одним из значимых индикаторов эффективности всей системы образования. Поиск детерминант благополучия привел к накоплению широкого массива эмпирических данных, которые условно кластеризуются на внутренние и внешние. Среди внутренних факторов значимый вклад в поддержание оптимального уровня субъективного благополучия вносят личностные факторы [2; 6; 9; 11; 14], осознанная саморегуляция выступает в качестве важного ресурса стабильности субъективного благополучия [1; 12; 13]. Тем не менее, влияние внешних детерминант на субъективное благополучие остается недостаточно изученным. Цель исследования - оценка комплексного влияния внешних и внутренних факторов на субъективное благополучие учащейся молодежи. В исследовании приняло участие 746 студентов, проживающих в Северо-Кавказском и Центральном федеральных округах. Методы исследования. Диагностика включала оценивание следующих факторов: регуляторные процессы и регуляторно-личностные свойства (опросник В.И. Моросановой "Стиль саморегуляции поведения, ССПМ 2020") [3], показатели субъективного благополучия в пяти факторах [5]. Математико-статистическая обработка данных осуществлялась при помощи корреляционного анализа, а также однофакторного и двухфакторного дисперсионного анализов. Выводы и рекомендации. Все пять показателей субъективного благополучия более выражены у молодежи относительно поликультурных регионов (Ставропольский край, Московская область), чем у молодежи Кавказских республик. В зависимости от принадлежности личности к той или иной поликультурной / монокультурной группе большую изменчивость демонстрирует социально-нормативный компонент субъективного благополучия, включающий нравственные ценности личности, соответствие жизни социально установленным нормам. Наименьшую изменчивость - эго-благополучие, включающее в себя показатели удовлетворенности собой, своим характером, внешностью, уверенность в себе. Подтверждена реципрокность субъективного благополучия с базовыми свойствами личности и осознанной саморегуляцией. Результаты исследования могут быть использованы для разработки мероприятий по развитию навыков осознанной саморегуляции в качестве ресурса повышения субъективного благополучия учащейся молодежи с учетом региональных и культурных особенностей. ru_RU
dc.description.abstract There is an increased interest of scientists and practitioners in the problem of subjective well-being in education, since this phenomenon is one of the significant indicators of the effectiveness of the entire education system. The search for determinants of well-being has led to the accumulation of an array of empirical data, which are conventionally clustered into internal and external factors. Among internal factors, personal characteristics contribute significantly to maintaining the optimal level of subjective well-being (Bossert et al., 2022; Fors Connolly & Johansson Seva, 2021; Komarova, 2020; Kwon, 2021; Maalouf et al., 2022; Smith & Konik, 2021), and conscious self-regulation acts as an essential resource for the stability of subjective well-being (Morosanova et al., 2018, 2021). Personal characteristics can influence the level of subjective well-being (Bossert et al., 2022; Komarova, 2020; Kwon, 2021), especially by such big five personality traits as extraversion and neuroticism (Fors Connolly & Johansson Seva, 2021; Maalouf et al., 2022; Smith & Konik, 2021). Though the influence of regional and cultural factors on the level of subjective well-being of Russian students remains insufficiently studied. The aim of the study is to assess the complex influence of external and internal factors on the subjective well-being of student youth. The study involved 746 students living in the North Caucasus and Central federal districts. Diagnostics included evaluation of the following factors: regulatory processes and regulatory personality traits, which were assessed by Morosanova's Self-regulation Profile Questionnaire, SRPQM 2020 (Morosanova & Kondratyuk, 2020); indicators of subjective well-being in five scales (Shamionov & Beskova, 2018). We carried out mathematical and statistical data processing by correlation analysis, one-way and two-way analyzes of variance. Conclusions and recommendations. All five indicators of subjective well-being are more pronounced among young people from multicultural regions such as Stavropol Krai and Moscow Oblast than among young people of the Caucasian republics. Depending on whether a person belongs to one or another multicultural / monocultural group, the socio-normative component of subjective well-being shows great variability, including the moral values of the individual and the conformity of life to socially established norms. Ego-well-being is least varies and includes indicators of satisfaction with oneself, one's character, one's exterior, and self-confidence. The reciprocity of subjective well-being with basic personality traits and conscious self-regulation has been confirmed. The study results are useful for developing measures for conscious self-regulation skills formation as a resource for improving the subjective well-being of young students, considering regional and cultural characteristics. en_US
dc.relation.ispartofseries Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке. Часть II ru_RU
dc.subject молодежь ru_RU
dc.subject субъективное благополучие ru_RU
dc.subject осознанная саморегуляция ru_RU
dc.subject поликультурные регионы ru_RU
dc.subject монокультурные регионы ru_RU
dc.subject youth en_US
dc.subject subjective well-being en_US
dc.subject conscious self-regulation en_US
dc.subject multicultural regions en_US
dc.subject monocultural regions en_US
dc.title ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРЕДИКТОРОВ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ: КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ru_RU
dc.title.alternative CONSCIOUS SELF-REGULATION IN THE SYSTEM OF PERSONAL PREDICTORS OF SUBJECTIVE WELL-BEING OF STUDENTS: CROSS-CULTURAL STUDY en_US
dc.type article
dc.identifier.udk 159.99
dc.description.pages 97-105


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в электронном архиве


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись

Статистика