Показать сокращенную информацию
dc.contributor | Казанский федеральный университет | |
dc.contributor.author | Егоров Дмитрий Олегович | |
dc.contributor.author | Николаев Роман Сергеевич | |
dc.date.accessioned | 2022-09-13T07:57:16Z | |
dc.date.available | 2022-09-13T07:57:16Z | |
dc.date.issued | 2022 | |
dc.identifier.citation | Егоров, Д.О., Николаев Р.С. Основные этапы, направления и факторы реформирования школьной сети в сельской местности России // Вестник Московского университета. Серия 5: География. - 2022. - № 4. - С. 64-78. | |
dc.identifier.uri | https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/173114 | |
dc.description.abstract | В статье анализируются процессы сокращения количества и реорганизации школ в сельской местности России за период с 1970-х по 2019 г. Было выделено два крупных периода сокращений: советский (начало 1960-х - конец 1970-х гг.), связанный с программами "плановых" преобразований расселения в сельской местности, и российский (с середины 2000-х гг. по настоящее время), начавшийся с принятия Приказа "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности". Показаны количественные характеристики процесса закрытия школ РСФСР и России. Проведенный значительный анализ государственных документов, правовых актов и приказов показывает их доминирующую роль в определении направлений и территориальных проекций проводимых преобразований школьной сети. Для российского этапа проведен анализ взаимосвязи динамики реорганизации школ и характеристик сельского расселения (по показателю средней людности сельских населенных пунктов). В 2002-2019 гг. наиболее интенсивная реорганизация школ (сокращение количества от -83% до -40%) отмечена в наиболее малоселенных регионах европейского центра, северо-запада и Поволжья. Относительно стабильная сеть сел европейского юга и очаговый характер расположения населенных пунктов в Сибири и на Дальнем Востоке способствовали относительно более умеренным темпам реорганизации на этих территориях. В целом проведенное исследование показало соответствие проводимых оптимизационных решений и условий расселения, однако есть и видимые отклонения. Отмечается, что существующая статистика завышает картину происходящих ликвидаций образовательных учреждений на современном этапе, поскольку часть школ перестает учитываться после преобразования в филиал основной школы (процесс реорганизации). Расчеты автора показывают, что после формального завершения действия программы реструктуризации школ в 2010 г. администрации муниципальных образований большинства регионов были вынуждены продолжить сокращение и / или реорганизацию сети школ. В качестве осложняющих функционирование малокомплектных школ на этот раз выступили факторы "подушевого финансирования" образовательных учреждений и мероприятия по реализации государственной социальной политики (в частности уровень оплаты труда учителей). | |
dc.language.iso | ru | |
dc.relation.ispartofseries | Вестник Московского университета. Серия 5. География | |
dc.rights | открытый доступ | |
dc.subject | сельская местность | |
dc.subject | малокомплектная школа | |
dc.subject | малочисленная школа | |
dc.subject | реорганизация | |
dc.subject | реструктуризация | |
dc.subject | ликвидация школ | |
dc.subject | депопуляция | |
dc.subject.other | География | |
dc.title | Основные этапы, направления и факторы реформирования школьной сети в сельской местности России | |
dc.type | Article | |
dc.contributor.org | Институт международных отношений | |
dc.description.pages | 64-78 | |
dc.relation.ispartofseries-issue | 4 | |
dc.pub-id | 270084 |