Электронный архив

Основные этапы, направления и факторы реформирования школьной сети в сельской местности России

Показать сокращенную информацию

dc.contributor Казанский федеральный университет
dc.contributor.author Егоров Дмитрий Олегович
dc.contributor.author Николаев Роман Сергеевич
dc.date.accessioned 2022-09-13T07:57:16Z
dc.date.available 2022-09-13T07:57:16Z
dc.date.issued 2022
dc.identifier.citation Егоров, Д.О., Николаев Р.С. Основные этапы, направления и факторы реформирования школьной сети в сельской местности России // Вестник Московского университета. Серия 5: География. - 2022. - № 4. - С. 64-78.
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/173114
dc.description.abstract В статье анализируются процессы сокращения количества и реорганизации школ в сельской местности России за период с 1970-х по 2019 г. Было выделено два крупных периода сокращений: советский (начало 1960-х - конец 1970-х гг.), связанный с программами "плановых" преобразований расселения в сельской местности, и российский (с середины 2000-х гг. по настоящее время), начавшийся с принятия Приказа "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности". Показаны количественные характеристики процесса закрытия школ РСФСР и России. Проведенный значительный анализ государственных документов, правовых актов и приказов показывает их доминирующую роль в определении направлений и территориальных проекций проводимых преобразований школьной сети. Для российского этапа проведен анализ взаимосвязи динамики реорганизации школ и характеристик сельского расселения (по показателю средней людности сельских населенных пунктов). В 2002-2019 гг. наиболее интенсивная реорганизация школ (сокращение количества от -83% до -40%) отмечена в наиболее малоселенных регионах европейского центра, северо-запада и Поволжья. Относительно стабильная сеть сел европейского юга и очаговый характер расположения населенных пунктов в Сибири и на Дальнем Востоке способствовали относительно более умеренным темпам реорганизации на этих территориях. В целом проведенное исследование показало соответствие проводимых оптимизационных решений и условий расселения, однако есть и видимые отклонения. Отмечается, что существующая статистика завышает картину происходящих ликвидаций образовательных учреждений на современном этапе, поскольку часть школ перестает учитываться после преобразования в филиал основной школы (процесс реорганизации). Расчеты автора показывают, что после формального завершения действия программы реструктуризации школ в 2010 г. администрации муниципальных образований большинства регионов были вынуждены продолжить сокращение и / или реорганизацию сети школ. В качестве осложняющих функционирование малокомплектных школ на этот раз выступили факторы "подушевого финансирования" образовательных учреждений и мероприятия по реализации государственной социальной политики (в частности уровень оплаты труда учителей).
dc.language.iso ru
dc.relation.ispartofseries Вестник Московского университета. Серия 5. География
dc.rights открытый доступ
dc.subject сельская местность
dc.subject малокомплектная школа
dc.subject малочисленная школа
dc.subject реорганизация
dc.subject реструктуризация
dc.subject ликвидация школ
dc.subject депопуляция
dc.subject.other География
dc.title Основные этапы, направления и факторы реформирования школьной сети в сельской местности России
dc.type Article
dc.contributor.org Институт международных отношений
dc.description.pages 64-78
dc.relation.ispartofseries-issue 4
dc.pub-id 270084


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в электронном архиве


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись

Статистика