dc.contributor |
Казанский федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Егоров Дмитрий Олегович |
|
dc.contributor.author |
Николаев Роман Сергеевич |
|
dc.date.accessioned |
2022-09-13T07:57:16Z |
|
dc.date.available |
2022-09-13T07:57:16Z |
|
dc.date.issued |
2022 |
|
dc.identifier.citation |
Егоров, Д.О., Николаев Р.С. Основные этапы, направления и факторы реформирования школьной сети в сельской местности России // Вестник Московского университета. Серия 5: География. - 2022. - № 4. - С. 64-78. |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/173114 |
|
dc.description.abstract |
В статье анализируются процессы сокращения количества и реорганизации школ в сельской местности России за период с 1970-х по 2019 г. Было выделено два крупных периода сокращений: советский (начало 1960-х - конец 1970-х гг.), связанный с программами "плановых" преобразований расселения в сельской местности, и российский (с середины 2000-х гг. по настоящее время), начавшийся с принятия Приказа "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности". Показаны количественные характеристики процесса закрытия школ РСФСР и России. Проведенный значительный анализ государственных документов, правовых актов и приказов показывает их доминирующую роль в определении направлений и территориальных проекций проводимых преобразований школьной сети. Для российского этапа проведен анализ взаимосвязи динамики реорганизации школ и характеристик сельского расселения (по показателю средней людности сельских населенных пунктов). В 2002-2019 гг. наиболее интенсивная реорганизация школ (сокращение количества от -83% до -40%) отмечена в наиболее малоселенных регионах европейского центра, северо-запада и Поволжья. Относительно стабильная сеть сел европейского юга и очаговый характер расположения населенных пунктов в Сибири и на Дальнем Востоке способствовали относительно более умеренным темпам реорганизации на этих территориях. В целом проведенное исследование показало соответствие проводимых оптимизационных решений и условий расселения, однако есть и видимые отклонения. Отмечается, что существующая статистика завышает картину происходящих ликвидаций образовательных учреждений на современном этапе, поскольку часть школ перестает учитываться после преобразования в филиал основной школы (процесс реорганизации). Расчеты автора показывают, что после формального завершения действия программы реструктуризации школ в 2010 г. администрации муниципальных образований большинства регионов были вынуждены продолжить сокращение и / или реорганизацию сети школ. В качестве осложняющих функционирование малокомплектных школ на этот раз выступили факторы "подушевого финансирования" образовательных учреждений и мероприятия по реализации государственной социальной политики (в частности уровень оплаты труда учителей). |
|
dc.language.iso |
ru |
|
dc.relation.ispartofseries |
Вестник Московского университета. Серия 5. География |
|
dc.rights |
открытый доступ |
|
dc.subject |
сельская местность |
|
dc.subject |
малокомплектная школа |
|
dc.subject |
малочисленная школа |
|
dc.subject |
реорганизация |
|
dc.subject |
реструктуризация |
|
dc.subject |
ликвидация школ |
|
dc.subject |
депопуляция |
|
dc.subject.other |
География |
|
dc.title |
Основные этапы, направления и факторы реформирования школьной сети в сельской местности России |
|
dc.type |
Article |
|
dc.contributor.org |
Институт международных отношений |
|
dc.description.pages |
64-78 |
|
dc.relation.ispartofseries-issue |
4 |
|
dc.pub-id |
270084 |
|