Педагогический дизайн (Instructional design (ID))-это целостный процесс анализа потребностей и целей обучения и разработка системы способов передачи знаний для удовлетворения этих потребностей. Основная идея педагогического дизайна заключается в создании эффективных моделей образования для обучающегося.
Основываясь на научных исследованиях в области педагогического дизайна студенты магистратуры приобретают опыт апробации, а затем и разработки моделей образования детей дошкольного возраста. Анализ, дизайн/проектирование, разработка, внедрение и оценка формирует основной базовый процесс, который является отдельным компонентом учебного проектирования независимо от того, какая модель используется.
Цель исследования: разработать и апробировать эффективную систему подготовки педагогов к разработке педагогического дизайна образования детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические методы, включающие анализ предмета исследования на основе изучения психологической и педагогической литературы; эмпирические методы представлены анализом анкет студентов магистратуры, оценкой практической деятельности магистров-педагогов.
Выводы и рекомендации. Важным результатом исследования явилось понимание студентами ценности новых способов профессиональной деятельности, связанной с разработкой педагогического дизайна образования детей в конкретной образовательной организации. Магистранты познакомились с различными моделями дизайна образовательного процесса в детских садах. Эти модели могут быть линейными, многоуровневыми, круговыми и др. Наибольший интерес у них вызвали способы интеграции элементов разных моделей, связанных между собой ценностями, знаками и смыслами.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных планов, рабочих программ дисциплин и практик, реализуемых в рамках высшего образования, реализации последующих исследований в области практической подготовки педагога.
Research Problem. Instructional Design (ID) is a holistic process of analyzing the needs and goals of learning and developing the system of ways to transfer knowledge to meet these needs. The main idea of pedagogical design is to create certain education models effective for the given student.
Based on scientific research in the field of pedagogical design, Master's degree students first gain experience in testing and then in working out a models for preschool children education. Analysis, design/projecting, development, implementation and evaluation form the core of the process, which is a separate component of instructional design, regardless of the kind of model being used.
Research Objective: to elaborate and put into practice an effective system of teacher training aimed at developing instructional design for preschool children education.
Research methods: theoretical methods, including analysis of the research subject based on psychological and pedagogical literature review; empirical methods, including analyzing the questionnaires of Master's degree students, evaluating the practical activities of graduates.
Conclusions and Recommendations. As the result of the conducted research, the authors make a conclusion about the necessary to nurture students' abilities to develop pedagogical design for preschool children education. An important research finding relates to students' understanding of the value of new ways of professional activity associated with the development of pedagogical design in a particular educational organization.
Research findings can be used for working out curricula, content of disciplines and internship programs for pedagogical higher education as well as further research in the field of practical teacher training.