Показать сокращенную информацию
dc.contributor | Казанский (Приволжский) федеральный университет | |
dc.contributor.author | Нагаев А.В. | ru_RU |
dc.contributor.author | Иванищева Н.А. | ru_RU |
dc.date.accessioned | 2022-01-24T10:01:23Z | |
dc.date.available | 2022-01-24T10:01:23Z | |
dc.date.issued | 2021 | |
dc.identifier.uri | https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/166641 | |
dc.description.abstract | Развитие инновационных процессов в современном образовании России связаны с усилением личностной направленности образования, о чем говорится в Федеральном Законе "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральных государственных образовательных стандартах. На современном этапе развития общества в образовании актуально развитие воспитательного и развивающего потенциала. В связи с этим предполагаем, что повышение качества образования способствует развитию мотивации учения, овладению навыками целеполагания своей познавательной деятельности, выстраивания образовательной линии, саморегулирования, самоконтроля и самооценки [5]. Развивающая функция образования реализуется через его содержание [3:10]. Личностный опыт как компонент содержания личностно ориентированного образования передаёт социальную природу человека [8]. Е.В. Бондаревская в своей работе пишет: "...личностно ориентированное образование как образование культурологического типа, которое предполагает ценностно-смысловую направленность, опирающуюся на освоение духовно-нравственных ценностей как условия для нахождения любым учеником смысла своего учения и жизни, развития мотивации для познания и самопознания, более глубокого осмысления ребёнком духовного опыта предыдущих поколений" [2:52]. А.В. Хуторской в личностно ориентированном образовании выделяет "...процессы развития и саморазвития личности ученика, которые основаны на выявлении его индивидуальных способностей как субъекта познания и предметной деятельности" [6:83]. Особое внимание в ходе исследования мы уделяли приемам выполнения обучающимися различных действий, направленных на их личностное развитие в географическом образовании. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является: осуществить анализ опыта реализации личностно-ориентированного обучения в системе школьного географического образования. Методы исследования: теоретические (анализ нормативных документов, психолого-педагогической и методической литературы, учебных программ и методических материалов для общеобразовательной школы); эмпирические (наблюдение, беседа, опытно-поисковая работа, педагогический эксперимент); общенаучные (систематизация, обобщение, проектирование); методы математической статистики. В исследовании приняли участие 15 обучающихся МБОУ "Благословенская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района" Оренбургской области. Выводы и рекомендации. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу о необходимости реализации личностно-ориентированного обучения в системе школьного географического образования на основе вариативности методов, форм, средств и технологий обучения, обеспечивающих учет индивидуальных резервов обучающегося, становление самосознания, самореализации. Разработанная в исследовании авторская методика реализации личностно-ориентированного обучения представляет собой пролонгированную индивидуальную траекторию обучения, в ходе которой гарантированно достигается планируемый результат. Учащемуся не приходится подстраиваться под индивидуальный стиль педагога, он становится активным участником процесса обучения, проявляет свои способности, инициативность, творческие умения в освоении географического содержания. Результаты исследования могут быть использованы при разработке основной образовательной программы, программы внеурочной деятельности географической направленности, авторских методик обучения предмету. | ru_RU |
dc.description.abstract | The development of innovative processes in modern education in Russia is associated with the strengthening of the personal orientation of education, as stated in the Federal Law "On Education in the Russian Federation" and Federal State Educational Standards. At the present stage of the development of society in education, the development of educational and developmental potential is relevant. In this regard, we assume that improving the quality of education contributes to the development of learning motivation, mastering the skills of goal-setting one's cognitive activity, building an educational line, self-regulation, self-control and self-assessment [5]. The developmental function of education is realized through its content [3: 10]. Personal experience as a component of the content of personality-oriented education conveys the social nature of a person [8]. Bondarevskaya writes in her work: "... personality-oriented education as a culturological type of education, which assumes a value-semantic orientation, based on the development of spiritual and moral values as a condition for any student to find the meaning of his teaching and life, the development of motivation for knowledge and self-knowledge, a deeper understanding of the child's spiritual experience of previous generations" [2:52]. Khutorskoy in personality-oriented education identifies "... the processes of development and self-development of the student's personality, which are based on the identification of his individual abilities as a subject of knowledge and subject activity" [6:83]. In the course of the study, we paid special attention to the methods of performing various actions by students aimed at their personal development in geographical education. Based on the above, the purpose of the study is: to analyze the experience of implementing personality-oriented learning in the school geographical education system. Research methods: theoretical (analysis of normative documents, psychological, pedagogical and methodological literature, educational programs and methodological materials for general education schools); empirical (observation, conversation, experimental search work, pedagogical experiment); general scientific (systematization, generalization, design); methods of mathematical statistics. The study involved 15 students of the MBOU "Blagoveshchenskaya secondary school of the Orenburg region" of the Orenburg region. Conclusions and recommendations. As a result of the conducted research, we came to the conclusion that it is necessary to implement personality-oriented learning in the system of school geographical education on the basis of a variety of methods, forms, means and technologies of training that ensure the consideration of individual reserves of the student, the formation of self-awareness, self-realization. The author's methodology for implementing personality-oriented learning developed in the study is a prolonged individual learning trajectory, during which the planned result is guaranteed to be achieved. The student does not have to adapt to the individual style of the teacher, he becomes an active participant in the learning process, shows his abilities, initiative, creative skills in the development of geographical content. The results of the research can be used in the development of the main educational program, the program of extracurricular activities of a geographic focus, the author's methods of teaching the subject. | en_US |
dc.relation.ispartofseries | ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ЦЕЛИ. Часть V | ru_RU |
dc.subject | личностно-ориентированное обучение | ru_RU |
dc.subject | субъект обучения географии | ru_RU |
dc.subject | личностный смысл | ru_RU |
dc.subject | саморазвитие личности | ru_RU |
dc.subject | ответственность за результаты обучения | ru_RU |
dc.subject | personality-oriented learning | en_US |
dc.subject | the subject of teaching geography | en_US |
dc.subject | personal meaning | en_US |
dc.subject | personality self-development | en_US |
dc.subject | responsibility for learning outcomes | en_US |
dc.title | РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ | ru_RU |
dc.title.alternative | IMPLEMENTATION OF STUDENT-CENTERED LEARNING IN THE SCHOOL GEOGRAPHIC EDUCATION SYSTEM | en_US |
dc.type | article | |
dc.identifier.udk | 371 | |
dc.description.pages | 16-22 |