Kazan Federal University Digital Repository

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Show simple item record

dc.contributor Казанский (Приволжский) федеральный университет
dc.contributor.author Сиразова А.А. ru_RU
dc.date.accessioned 2022-01-24T09:48:19Z
dc.date.available 2022-01-24T09:48:19Z
dc.date.issued 2021
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/166630
dc.description.abstract Проблема одарённости на сегодняшний день является центром общественного и научного интереса. С середины 1990-х годов в нашей стране начали составлять и внедрять различные программы по работе с одарёнными детьми: с 1996 года стала применяться программа "Одарённые дети"; уже существуют школы для интеллектуально одарённых детей. Актуальность данной темы заключается в том, что развитие мыслительной деятельности очень интенсивно развивается, особенно у одаренных подростков. Преобладает разнообразие стилей мышления, которые влияют не только на самовыражение личности подростка, но и на его взаимодействие с окружающим миром. Старший подросток стремится понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего назначения в мире. Цель исследования: выявление взаимосвязи индивидуального стиля мышления и смысложизненных ориентаций одаренных подростков. Методы и методики исследования: метод опроса с использованием методик: 1. Тест "Индивидуальные стили мышления" (А. Алексеева, Л. Громовой) [1];2. Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д.А. Леонтьев [4]; Математические методы обработки данных: метод корреляционного анализа. Полученные в ходе исследования, результаты можно применить в психологической и педагогической практике, с целью более качественного сопровождения одаренных подростков, обращая внимание на развитие их ценностной базы и учитывая развитие их когнитивных функций. Полученные результаты эмпирического исследования позволили сделать следующие выводы: стало выявлено, что для одаренных подростков типичными являются идеалистический и прагматический стили мышления, что проявляется в их повышенном интересе к человеческим ценностям, целям и потребностям, а так же нравственным вопросам. Одаренные подростки успешно определяют тактику поведения в любой изменившейся ситуации, проявляют гибкость и адаптивность. Выявлено, что основными смысложизненными ориентациями для одарённых подростков являются процесс жизни и контроль над своей жизнью, значит, большинство одаренных подростков уверены в том, что люди сами способны контролировать свою жизнь, легко принимать жизненно-важные решения и воплощать их. Корреляционный анализ позволил выявить прямые и обратные взаимосвязи между индивидуальным стилем мышления и смысложизненными ориентациями одаренных подростков. Одаренные подростки размышляют в рамка том стиле, который сложился в процессе их жизни, данная система интеллектуальных стратегий определяет наличие жизненных целей, направленность личности и ее удовлетворенность собственной жизнью. Одаренные подростки с аналитическим стилем мышления менее удовлетворены своей жизнью, чем остальные, так как аналитикам сложно находиться в постоянно изменяющихся условиях, им нужно больше времени для решения определенных задач, а также они не терпят конфликтов и напряжений, что не скажешь об одаренных подростках в целом. ru_RU
dc.description.abstract The topic of the giftedness is currently one of the center subjects of public and scientific interests. Since the mid-1990s various programs aimed at working with gifted children have begun to be formed and implemented in our country: since 1996, the "Gifted Children" program has been adapted; special schools for intellectually gifted children are already being created too. The relevance of this topic lies in the fact that the development of the mental activity is very significant and flows rapidly, and especially among gifted adolescents. A diversity of ways of thinking is in predomination, which affects not only the self-expression of the teenager's personality, but also his interaction with the outer world. An older teenager tries to understand himself and his capabilities along with understanding his purpose in the world. The purpose of the research: to identify the relationship and interconnection between the individual style of thinking and the life-meaning orientations of gifted children. Research methods and techniques: survey method using techniques: 1. Individual styles of thinking (A. Alekseeva, L. Gromova) test, 2. Life-purpose orientations (life-meaning orientations method, D.A. Leontiev) test; mathematical methods of data processing: method of correlation analysis. The obtained results of the research can be applied in psychological and pedagogical practice, could be aimed to organizing better support for gifted adolescents, paying attention to the development of their value base and to the special way of development of their cognitive functions. The received results of the empirical study led to the following conclusions: idealistic and pragmatic styles of thinking are standard for gifted youngsters, which exhibits in their increased interest in goals, needs, human values and moral problems. Gifted adolescents successfully identify the tactics of behavior in any changed situations, while showing flexibility and adaptability. The main life-meaning orientations for them are the living process itself and control over their own lives, which means that the majority of these children are convinced that a person is able to control his life himself by making free decisions and implementing them. Correlation analysis made it possible to highlight direct and inverse relationships between the individual style of thinking and the life-meaning orientations of gifted adolescents, who think within the framework of the style that has been developed while living. This system of intellectual strategies determines the presence of life goals, the orientation of the individual and his satisfaction with his own life. Gifted children with an analytical style of thinking are less satisfied with their lives, since it's quite difficult for analysts to be in constantly changing conditions, since they need more time to solve certain problems and also do not tolerate conflicts and tensions which can't be said about gifted adolescents in general. en_US
dc.relation.ispartofseries ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ЦЕЛИ. Часть V ru_RU
dc.subject индивидуальные стили мышления ru_RU
dc.subject смысложизненные ориентации ru_RU
dc.subject одаренность ru_RU
dc.subject подростковый возраст ru_RU
dc.subject ценности ru_RU
dc.subject individual styles of thinking en_US
dc.subject life-meaning orientations en_US
dc.subject giftedness en_US
dc.subject adolescence en_US
dc.subject life values en_US
dc.title ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ ru_RU
dc.title.alternative INTERRELATION OF INDIVIDUAL STYLE OF THINKING AND LIFE-MEANING ORIENTATIONS OF GIFTED TEENAGERS en_US
dc.type article
dc.identifier.udk 37
dc.description.pages 121-128


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account

Statistics