Kazan Federal University Digital Repository

ЦИФРОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УСПЕШНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ НОВЫХ ЭКЗОГЕННЫХ ФАКТОРОВ

Show simple item record

dc.contributor Казанский (Приволжский) федеральный университет
dc.contributor.author Бочкарева Т.Н. ru_RU
dc.contributor.author Гапсаламов А.Р. ru_RU
dc.contributor.author Васильев В.Л. ru_RU
dc.date.accessioned 2022-01-17T12:43:12Z
dc.date.available 2022-01-17T12:43:12Z
dc.date.issued 2021
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/166559
dc.description.abstract Проблема исследования. Современная реальность такова, что мы живём в условиях нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности, которые требуют от нас постоянных изменений. Процессы глобализации все сильнее охватывают мир и каждого отдельного индивида. Причастность человека к этим процессам происходит через совокупность информационных технологий на основе повсеместно распространяющегося процесса цифровизации. Изменению подвергается и образование, меняются стандарты и критерии качества, преобразуется и сама образовательная среда. Исследование цифровой зрелости системы отечественного образования как результата процесса накопления опыта для адекватного реагирования на цифровую конкурентную среду является целью нашего исследования. Президент России Владимир Путин определил цифровую трансформацию в качестве национальной цели развития до 2030 года: приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России № 600 от 18.11.2020 "Об утверждении методик расчёта целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация" [8] и № 601 от 18.11.2020 "Об утверждении методик расчёта прогнозных значений целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация" [9], установив количественные показатели цифровой трансформации, определяющие метод прогнозирования значений этих показателей, дающие прогноз цифровой трансформации субъектов РФ. Понятие зрелости достаточно многогранно и применяется в различных сферах деятельности современного общества. Нами вводится термин "цифровая зрелость", определяемое как условие эффективности системы образования в современных условиях цифрового мира. В Указе Президента РФ от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в качестве одного из целевых показателей национальной цели "цифровая трансформация" указано достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы [11]. Оценка цифровой зрелости - это многоуровневое исследование организации, которое позволяет оценить потенциал ее роста, выявить зоны развития и разработать индивидуальную стратегию цифровой трансформации [3]. Выбор оптимального варианта развития зависит от целей, поставленных перед системой образования в период ее цифровой трансформации. Аналитический характер сценариев цифровой трансформации образования, предложенных Каспржаком и Фруминым в 2013 году [5] наряду со сценариями (инерционный, трансформационный, дивергентный), предложенными в 2020 году свидетельствуют о том, что будущее не предопределено и существует множество вариантов развития образовательной системы [12]. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы исследования, которые включают: анализ, синтез, диалектику, абстрагирование, методы системного, комплексного, логического, структурного, сравнительного, статистического анализа, а также метод экспертных оценок. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о критериях, которые связанны с потенциалом цифровизации, а также о достижении уровня осознанности к успешной реализации цифровой трансформации. ru_RU
dc.description.abstract The problem of research. The modern reality is that we live in conditions of instability, uncertainty, complexity and ambiguity, which require us to constantly change. The processes of globalization are increasingly embracing the world and each individual. Human involvement in these processes occurs through a set of information technologies based on the ubiquitous process of digitalization. Education is also undergoing changes, standards and quality criteria are changing, and the educational environment itself is being transformed. The purpose of our research is to study the digital maturity of the domestic education system as a result of the process of accumulating experience for an adequate response to the digital competitive environment. Russian President Vladimir Putin has defined digital transformation as a national development goal until 2030: Order of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of Russia No. 600 dated 18.11.2020 "On Approval of Methods for Calculating Targets of the national development goal of the Russian Federation "Digital Transformation" [8] and No. 601 dated 18.11.2020 "On approval of methods for calculating the forecast values of targets of the national development goal of the Russian Federation "Digital Transformation" [9], setting quantitative indicators of digital transformation, determining the method of forecasting the values of these indicators, giving a forecast of the digital transformation of the subjects of the Russian Federation. The concept of maturity is quite multifaceted and is applied in various spheres of modern society. We introduce the term "digital maturity", defined as a condition for the effectiveness of the education system in the modern conditions of the digital world. In the Decree of the President of the Russian Federation No. 474 dated 21.07.2020 "On the National development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030", the achievement of digital maturity of key sectors of the economy and social sphere is indicated as one of the targets of the national goal "digital transformation" [11]. Digital maturity assessment is a multi-level study of an organization that allows you to assess its growth potential, identify development zones and develop an individual digital transformation strategy [3]. The choice of the optimal development option depends on the goals set for the education system during its digital transformation. The analytical nature of the scenarios of digital transformation of education proposed by Kasprzhak and Frumin in 2013 [5] along with the scenarios (inertial, transformational, divergent) proposed in 2020 indicate that the future is not predetermined and there are many options for the development of the educational system [12]. The methodological basis of the study consists of general scientific research methods, which include: analysis, synthesis, dialectics, abstraction, methods of systematic, complex, logical, structural, comparative, statistical analysis, as well as the method of expert assessments. Conclusions and recommendations. The conducted research allows us to conclude about the criteria that are associated with the potential of digitalization, as well as about achieving a level of awareness for the successful implementation of digital transformation. en_US
dc.relation.ispartofseries ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ЦЕЛИ. Часть V ru_RU
dc.subject цифровизация ru_RU
dc.subject образование ru_RU
dc.subject зрелость ru_RU
dc.subject цифровая зрелость ru_RU
dc.subject цифровизация образования ru_RU
dc.subject протекционизм ru_RU
dc.subject digitalization en_US
dc.subject education en_US
dc.subject maturity en_US
dc.subject digital maturity en_US
dc.subject digitalization of education en_US
dc.subject protectionism en_US
dc.title ЦИФРОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УСПЕШНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ НОВЫХ ЭКЗОГЕННЫХ ФАКТОРОВ ru_RU
dc.title.alternative DIGITAL MATURITY OF THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM AS AN INDICATOR OF SUCCESSFUL OVERCOMING OF NEW EXOGENOUS FACTORS en_US
dc.type article
dc.identifier.udk 37
dc.description.pages 304-309


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account

Statistics