dc.contributor |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Сыроваткина-Сидорина К.Б. |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2022-01-17T12:42:56Z |
|
dc.date.available |
2022-01-17T12:42:56Z |
|
dc.date.issued |
2021 |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/166556 |
|
dc.description.abstract |
В статье рассматривается проблема овладения смысловым чтением детьми младшего школьного возраста. В России система заданий для оценки функциональной грамотности разрабатывается с учетом подходов и инструментария международных исследований PISA и PIRLS; задания ориентированы преимущественно на обучающихся 5-9 классов с нормативным развитием. Вместе с тем, оценивать формирование данного умения необходимо с первых лет школьного обучения, поскольку именно в начальной школе фактически закладываются основы для последующего успешного и эффективного развития читательской грамотности. При этом необходимо учитывать, что развитие читательских компетенций может сопровождаться феноменом "бездумного чтения" - распространенной, но недостаточно изученной особенностью читательского поведения младших школьников, которая проявляется в поверхностном, фрагментарном, непродуктивном и незаинтересованном чтении. Цель пилотного исследования состояла в оценке читательского развития младших школьников на предмет изучения феномена "бездумного чтения". Методы исследования. Для достижения поставленной цели использовалась авторская методика Е.Л. Гончаровой. В статье приведены качественные и количественные (критерий Спирмена) результаты исследования развития смыслового чтения. В исследовании приняли участие 83 ученика 2-х классов московских школ. Изучались сформированность механизмов контроля за пониманием читаемого, умение вычленять и решать элементарные читательские задачи в тексте, а также уровень сформированности "ядра" жанрового сознания у учеников. Выводы и рекомендации. Полученные данные позволили сделать вывод, что около 55% детей, принявших участие в исследовании, испытывают значительные трудности в понимании текста, свидетельствующие о той или иной степени выраженности феномена "бездумного чтения"; у 47% учеников к 8-9 годам не сложилось "ядро" жанрового сознания. На основании статистического анализа выявлена взаимосвязь между показателями сформированности "ядра" жанрового сознания и умениями вычленять и решать элементарные читательские задачи. Показано, что детям, испытывающим стойкие трудности в обучении (19% испытуемых, среди которых были в том числе дети с задержкой психического развитии и нарушениями речи), для понимания текста требуется специализированная дифференцированная помощь со стороны педагога. Результаты исследования могут быть использованы при разработке инструментария для оценивания развития читательской компетенции детей младшего школьного возраста как с условно нормативным развитием, так и с ограниченными возможностями здоровья. |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Research problem. International studies (PISA and PIRLS) demonstrate that children and adolescents experience certain difficulties in semantic reading, despite the fact that it is a basic skill for successful education and self-education. The article deals with the problem of mastering semantic reading by children of primary school age. The mastery of semantic reading of texts in various styles and genres is defined in the Federal State Educational Standard of Primary General Education as the most important meta-subject learning outcome. In 2019, the innovative project "Monitoring the Formation of Functional Literacy", developed by the Ministry of Education of the Russian Federation, became part of the National Project "Education". In Russia, a system of tasks for assessing functional literacy is being developed taking into account the approaches and tools of international studies PISA and PIRLS; tasks are focused mainly on students in grades 5-9 with normative development. At the same time, it is necessary to assess the formation of this skill from the first years of schooling, since it is in elementary school that the foundations are actually laid for the subsequent successful and effective development of reading literacy. It should be considered that the development of reading competencies can be accompanied by the phenomenon of "mindless reading", a common but insufficiently studied feature of the reading behavior of primary school-age children which manifests itself in superficial, fragmentary, unproductive and disinterested reading. This type of reading is done according to the principle "what will be understood", when children retell the text, they can answer some questions, but do not demonstrate a deep semantic understanding of what they read. The purpose of the pilot study was to assess the reading development of primary school-age children for the study of the phenomenon of "mindless reading". |
en_US |
dc.relation.ispartofseries |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ЦЕЛИ. Часть V |
ru_RU |
dc.subject |
смысловое чтение |
ru_RU |
dc.subject |
читательская грамотность |
ru_RU |
dc.subject |
читательская компетентность |
ru_RU |
dc.subject |
младшие школьники |
ru_RU |
dc.subject |
semantic reading |
en_US |
dc.subject |
reading literacy |
en_US |
dc.subject |
reading competence |
en_US |
dc.subject |
primary school-age children |
en_US |
dc.title |
ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ |
ru_RU |
dc.title.alternative |
ASSESSMENT OF SEMANTIC READING DEVELOPMENT AMONG PRIMARY SCHOOL-AGE CHILDREN: A PILOT STUDY |
en_US |
dc.type |
article |
|
dc.identifier.udk |
372 |
|
dc.description.pages |
145-152 |
|