dc.contributor |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Шевкунова А.Е. |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2022-01-17T12:25:18Z |
|
dc.date.available |
2022-01-17T12:25:18Z |
|
dc.date.issued |
2021 |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/166546 |
|
dc.description.abstract |
Тенденции развития современного образования таковы, что "знаниевый" информативный подход становится все менее востребованным, поскольку информация доступна. Гораздо более важным становится развитие креативного мышления, поэтому для психологической науки важно изучить и выявить механизмы и средства развития креативности. Одним из таких средств, по мнению ряда ученых, является диалектическая логика и соответствующее этой логике диалектическое мышление (Веракса Н.Е., Баянова Л.Ф., Крашенинников Е.Е., Шиян И.Б.). Это мышление, способное разрешать проблемно-противоречивые ситуации. Диалектическое мышление остается малоизученным в психологии развития. Изучение диалектического мышления младших школьников становится необходимым на современном этапе развития образования. Проблема диалектического мышления младших школьников открывает широкие перспективы для ее исследования. Диалектическое мышление состоит из диалектических мыслительных действий. Для того, чтобы развивать диалектические мыслительные действия надо иметь инструмент их диагностики. Мы попытались сконструировать методику на диагностику диалектического мыслительного действия - смена альтернативы. Исходя из вышесказанного, целью исследования является: провести психометрическую оценку методики диагностики диалектического мышления младших школьников и создать психометрический паспорт методики, определив валидность, надежность и дискриминативность методики. Методы исследования: теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы - "методика на классификацию с изменяемым признаком обобщения" Автор Баянова Л.Ф.; методика "Что бывает одновременно?" Автор Веракса Н.Е. Статистические методы - методы математической статистики: коэффициент корреляции Пирсона, метод альфа Кронбаха, коэффициент дельта Фергюсона. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №135 с углубленным изучением отдельных предметов" Кировского района города Казани. В исследовании приняло участие 100 детей младшего школьного возраста. Из них 59% мальчиков и 41% девочек. Выводы и рекомендации. Результаты эмпирического исследования вносят вклад в изучение возможностей диагностики диалектического мышления младших школьников. Разработан психометрический паспорт методики, который может использоваться в ходе диагностики диалектического мышления младших школьников. |
ru_RU |
dc.description.abstract |
The trends in the development of modern education are such that the "knowledge-based" informative approach is becoming less and less in demand, since information is available. The development of creative thinking is becoming much more important, therefore it is important for psychological science to study and identify the mechanisms and means of developing creativity. One of such means, according to a number of scientists, is dialectical logic and dialectical thinking corresponding to this logic (Veraksa N.E., Bayanova L.F., Krasheninnikov E.E., Shiyan I.B.). This is a mindset capable of resolving conflicting problem situations. Dialectical thinking remains poorly understood in developmental psychology. The study of dialectical thinking of primary schoolchildren is becoming necessary at the present stage of the development of education. The problem of dialectical thinking of primary schoolchildren opens up broad prospects for its research. Dialectical thinking consists of dialectical thinking actions. In order to develop dialectical mental actions, one must have a tool for diagnosing them. We tried to construct a technique for diagnosing dialectical mental action - changing the alternative. Based on the foregoing, the purpose of the current research is to conduct a psychometric assessment of the methodology for diagnosing dialectical thinking in primary schoolchildren and create a psychometric passport of the methodology, determining the validity, reliability and discriminative nature of the methodology. Research methods: theoretical - methodological and conceptual - terminological analysis of the literature on the research problem. Empirical methods: "method for classification with a variable sign of generalization" The author is Bayanova LF; The method is "What happens simultaneously?" The author is Veraksa N.E. Statistical methods: methods of mathematical statistics: Pearson's correlation coefficient, Cronbach's alpha method, Ferguson's delta coefficient. The study was conducted on the premises of secondary school №135 with in-depth study of individual subjects in Kazan. The experiment involved 100 children of primary school age: 59% of boys and 41% of girls. Discussion and Conclusions. The results of empirical research contribute to the study of the possibilities of diagnosing dialectical thinking in primary schoolchildren. We have developed a psychometric passport of the methodology, which can be used in the diagnosis of dialectical thinking in primary schoolchildren. |
en_US |
dc.relation.ispartofseries |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ЦЕЛИ. Часть V |
ru_RU |
dc.subject |
диалектическое мышление |
ru_RU |
dc.subject |
диалектическое действие - смена альтернативы |
ru_RU |
dc.subject |
младший школьник |
ru_RU |
dc.subject |
диагностика |
ru_RU |
dc.subject |
dialectical thinking |
en_US |
dc.subject |
dialectical action - change of alternative |
en_US |
dc.subject |
pupil of primary school |
en_US |
dc.subject |
diagnostics |
en_US |
dc.title |
ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ |
ru_RU |
dc.title.alternative |
PSYCHOMETRIC ASSESSMENT OF THE METHODOLOGY, WHICH DIAGNOSES DIALECTIC THINKING OF ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN |
en_US |
dc.type |
article |
|
dc.identifier.udk |
373.1 |
|
dc.description.pages |
219-225 |
|