Показать сокращенную информацию
dc.contributor | Казанский (Приволжский) федеральный университет | |
dc.contributor.author | Андрияшина А.Д. | ru_RU |
dc.contributor.author | Салихова Н.Р. | ru_RU |
dc.date.accessioned | 2022-01-13T11:43:27Z | |
dc.date.available | 2022-01-13T11:43:27Z | |
dc.date.issued | 2021 | |
dc.identifier.uri | https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/166439 | |
dc.description.abstract | В современном мире, который характеризуется как сложный и изменчивый, большинство людей сталкивается с ситуациями неопределенности. Именно поэтому отношение человека к неопределенности и способы совладания с нею стали одной из актуальных тем психологических исследований. Исследования проблем неопределенности на данном этапе развития психологии строятся преимущественно на методах количественного сбора данных. Однако не менее интересен и важен качественный подход, позволяющий более дифференцированно исследовать как отношение человека к неопределенности, так и многообразие способов ее преодоления. В исследовании было выдвинуто предположение, что описания человеком ситуаций неопределенности будут содержать темы, связанные с континуумом активности-пассивности человека в данных ситуациях, а также описания переживаемых им чувств, при этом способы ее преодоления будут связаны с данными категориями описания. Целью исследования выступило выявление отношения человека к ситуациям неопределенности и способов ее преодоления на основе качественных методов исследования. Методы исследования. В качестве основного метода сбора данных был использован письменный опрос. Респондентам (аспиранты КФУ, n=103) было предложено описать ситуацию наибольшей неопределенности, случившуюся в их жизни, и способ, который они справились с ней. Полученные описания анализировались при помощи контент-анализа, по результатам которого определялась частота встречаемости тех или иных категорий. Результаты и рекомендации. В результате была выявлена триада наиболее часто встречаемых ситуаций, которые респонденты характеризовали как ситуации неопределенности. Это ситуации поступления/окончания образовательного учреждения; ситуации, связанные с работой, а также ситуации, связанные с межличностными отношениями. При описании основных путей и способов совладания с ситуациями наибольшей неопределенности большинство респондентов (61,1 %) указали пассивные стратегии поведения. Активную стратегию поведения описали 38,8 % респондентов. Наиболее типичные психические состояния в ситуации неопределенности оцениваются респондентами как негативные, среди них преобладают стресс, страх и волнение. Результаты исследования могут быть использованы в работе психологических служб университета при разработке психокоррекционных программ и при оказании психологической помощи обучающимся. | ru_RU |
dc.description.abstract | In today's world, which is characterized as complex and volatile, most of the people are faced with situations of uncertainty. That is why a person's attitude to uncertainty and ways of coping with it have become one of the topical topics of psychological research. Studies of uncertainty problems at this stage of the development of psychology are based primarily on methods of quantitative data collection. However, no less interesting and important is a qualitative approach that allows for a more differentiated study of both a person's attitude to uncertainty and the variety of ways to overcome it. In our study it was suggested that a person's descriptions of situations of uncertainty will contain topics related to the continuum of human activity-passivity in these situations, as well as descriptions of experienced feelings by him, while ways of overcoming it will be associated with these categories of description. The goal of the present study was to identify a person's attitude to situations of uncertainty and ways to overcome it on the basis of qualitative research methods. Research methods. Written survey was used as the main method of data collection. The graduate students (n=103) were asked to describe the situation of the greatest uncertainty that happened in their lives and the ways to overcome it. The data obtained were analyzed using content analysis, which was combined with the determination of the frequency of occurrence of certain categories. Results and recommendations. As a result, a triad of the most common situations was identified, which the respondents are characterized as situations of uncertainty. These are situations of admission / graduation from an educational institution; situations related to work, as well as situations related to interpersonal relationships. When describing the main ways and means of coping with situations of the greatest uncertainty, the majority of respondents (61.1%) indicated passive strategies of behavior. Only 38.8% of respondents described an active strategy of behavior. The most typical mental states in a situation of uncertainty among the respondents are noted as negative, among which stress, fear and anxiety prevail. The results of the research can be used in the work of the psychological services of the university in the development of psychocorrectional programs and in the provision of psychological assistance to students. | en_US |
dc.relation.ispartofseries | ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ЦЕЛИ. Часть IV | ru_RU |
dc.subject | ситуация неопределенности | ru_RU |
dc.subject | совладание | ru_RU |
dc.subject | феноменологический подход | ru_RU |
dc.subject | качественный метод | ru_RU |
dc.subject | образование | ru_RU |
dc.subject | situation of uncertainty | en_US |
dc.subject | coping | en_US |
dc.subject | phenomenological approach | en_US |
dc.subject | qualitative method | en_US |
dc.subject | education | en_US |
dc.title | ОТНОШЕНИЕ К СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: АНАЛИЗ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ АСПИРАНТОВ | ru_RU |
dc.title.alternative | ATTITUDE TO THE SITUATION OF UNCERTAINTY: ANALYSIS OF PHENOMEMENOLOGICAL DESCRIPTION OF POSTGRADUATES | en_US |
dc.type | article | |
dc.identifier.udk | 159.99 | |
dc.description.pages | 26-32 |