Показать сокращенную информацию
dc.contributor | Казанский (Приволжский) федеральный университет | |
dc.contributor.author | Феклистова С.Н. | ru_RU |
dc.date.accessioned | 2021-11-30T11:49:56Z | |
dc.date.available | 2021-11-30T11:49:56Z | |
dc.date.issued | 2021 | |
dc.identifier.uri | https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/166371 | |
dc.description.abstract | Слухоречевое развитие детей с нарушением слуха выступает одним из ключевых факторов, определяющих качество их жизни, эффективность образовательной и социальной интеграции. На современном этапе в Республике Беларусь сложились предпосылки (социально-экономические, медико-технические, психолого-педагогические, социокультурные) для повышения потенциала слухоречевого развития детей со слуховой депривацией, изменения функционального статуса части из них. Как следствие, отмечается достаточно широкий диапазон различий в функциональных возможностях слухового восприятия и речи детей с нарушением слуха, что актуализирует потребность в реализации дифференцированного подхода в образовании с учетом изменившихся условий. Переход от "медицинской" к "социальной" модели реабилитации обусловливает необходимость изменения целевых ориентиров и технологии педагогического изучения и оценки слухоречевого развития детей с нарушением слуха: выявление и учет их особых образовательных потребностей. Цель исследования - выявить и охарактеризовать особенности и уровни слухоречевого развития детей с нарушением слуха раннего возраста, определить инвариантные и вариативные особые образовательные потребности. Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение); эмпирические (констатирующий эксперимент); математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона). В исследовании приняли участие 60 детей с нарушением слуха в возрасте от 18 до 36 месяцев, что составило 62% от общей численности указанной возрастной группы в республике. Выводы и рекомендации. Выявлен широкий диапазон различий слухоречевого развития детей со слуховой депривацией раннего возраста, разные варианты сочетаний уровней сформированности компонентов речевой деятельности. Это послужило основанием для разработки типологии речевой деятельности детей с нарушением слуха раннего возраста, определения инвариантных и вариативных образовательных потребностей в области слухоречевого развития. | ru_RU |
dc.description.abstract | The hearing and speech development of children with hearing impairment is one of the key factors in their quality of life, effectiveness of their educational and social integration. At the present stage, a number of prerequisites (socio-economic, medical-technical, psychological-pedagogical, socio-cultural) have emerged in the Republic of Belarus for a significant increase in the potential of hearing and speech development of children with auditory deprivation, changing the functional status of some of them. As a result, there is a wide range of differences in the functional capabilities of auditory perception and speech of children with hearing impairment. And this fact actualizes the need to implement a differentiated approach to education, taking into account the changed conditions. The transition from a "medical" to a "social" model of rehabilitation necessitates a change in the target guidelines and technology of pedagogical study and assessment of the auditory-speech development of children with hearing impairment: identification and consideration of their special educational needs. The purpose of the research is to identify and characterize the features and levels of hearing-speech development of children with hearing impairment at an early age, to determine invariant and variable special educational needs. Research methods: theoretical (analysis, synthesis, generalization); empirical (stating experiment); methods of mathematical statistics (Pearson correlation coefficient). The study involved 60 children with hearing impairment at the age of 18 to 36 months, which amounted to 62% of the total number of this age group in the republic. Conclusions. A wide range of differences in the auditory-speech development of children with auditory deprivation at an early age, different variants of combinations of the levels of formation of the components of speech activity were revealed. This served as the basis for the development of a typology of the speech activity of children with hearing impairment at an early age, the definition of invariant and variable educational needs in the field of hearing and speech development. | en_US |
dc.relation.ispartofseries | ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ЦЕЛИ. Часть III | ru_RU |
dc.subject | нарушение слуха | ru_RU |
dc.subject | слухоречевое развитие | ru_RU |
dc.subject | особые образовательные потребности | ru_RU |
dc.subject | функциональные слухоречевые возможности | ru_RU |
dc.subject | hearing impairment | en_US |
dc.subject | auditory-speech development | en_US |
dc.subject | special educational needs | en_US |
dc.subject | functional hearing abilities | en_US |
dc.title | ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА | ru_RU |
dc.title.alternative | STUDY OF HEARING-SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT AT AN EARLY AGE | en_US |
dc.type | article | |
dc.identifier.udk | 376.3 | |
dc.description.pages | 256-263 |