Показать сокращенную информацию
dc.contributor | Казанский (Приволжский) федеральный университет | |
dc.contributor.author | Охотникова В.О. | ru_RU |
dc.date.accessioned | 2021-11-30T09:32:20Z | |
dc.date.available | 2021-11-30T09:32:20Z | |
dc.date.issued | 2021 | |
dc.identifier.uri | https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/166345 | |
dc.description.abstract | В современных исследованиях в области дефектологии все чаще выявляется зависимость успешности социализации, социальной адаптации от психологического благополучия детей, особенностей их способности прогнозировать будущие события. Прогностическая способность оказывает влияние на регуляцию и контроль собственной деятельности, обеспечивает программирование и воспроизводство речевых действий, управляет коммуникативной деятельностью в целом. Научные работы современных исследователей демонстрируют стойкий интерес к вопросу о способности прогнозирования у детей. В отечественных исследованиях начато изучение способности к прогнозированию различных категорий детей с нарушениями в развитии, однако большинство из них раскрывают специфику данного процесса у детей школьного возраста. В зарубежных исследованиях описывается процесс прогнозирования у детей раннего возраста, исследуются механизмы формирования процесса прогнозирования у младенцев. При этом большая часть этих исследований направлена на изучение когнитивной и регулятивной функций прогнозирования у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями здоровья, но не так широко представлены исследования прогностической способности у детей дошкольного возраста, особенно в связи с ее коммуникативными функциями. Поэтому изучение коммуникативных функций прогнозирования у детей дошкольного возраста с речевой патологией является актуальной темой в дефектологической науке. В связи с вышесказанным определена следующая цель исследования - выявить у детей дошкольного возраста с речевой патологией специфику взаимосвязи прогнозирования и коммуникативных умений. Исследование проведено при помощи комплекса психодиагностических методик, в основу которых положены следующие методы исследования: опрос, экспертная оценка, естественный эксперимент. Количественные результаты обрабатывались при помощи компьютерной программы SPSS Statistic 23. Выводы и рекомендации. Исследование позволило определить, что формирование коммуникативных функций прогнозирования у детей дошкольного возраста с нарушениями речи ограничено из-за особенностей их поведения и личностных характеристик: способности детей адаптироваться к условиям конкретной ситуации и конкретному кругу людей. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в его результатах описаны особенности коммуникативной функции прогнозирования у дошкольников с речевой патологией, определены характеристики детей, затормаживающие развитие у них данной функции прогнозирования. | ru_RU |
dc.description.abstract | In modern research in the field of defectology, the dependence of the success of socialization, social adaptation on the psychological well-being of children, the characteristics of their ability to predict future events is increasingly revealed. The predictive ability influences the regulation and control of one's own activity, provides programming and reproduction of speech actions, and controls communicative activity in general. Scientific works of modern researchers demonstrate a strong interest in the issue of predictive ability in children. In domestic studies, the study of the ability to predict various categories of children with developmental disabilities has begun, but most of them reveal the specifics of this process in school-age children. In foreign studies, the process of forecasting in young children is described, the mechanisms of the formation of the process of forecasting in infants are investigated. At the same time, most of these studies are aimed at studying the cognitive and regulatory functions of prediction in children of primary school age with severe health disorders, but studies of the predictive ability in children of preschool age are not so widely represented, especially in connection with its communicative functions. Therefore, the study of the communicative functions of prediction in preschool children with speech pathology is an urgent topic in defectological science. In connection with the above, purpose of the current research was determined - to identify in preschool children with speech pathology the specifics of the relationship between forecasting and communication skills. The study was carried out using a complex of psychodiagnostic techniques, which are based on the following research methods: survey, expert assessment, natural experiment. The quantitative results were processed using the SPSS Statistic 23 computer program. Conclusions and recommendations. The study made it possible to determine that the formation of communicative predictive functions in preschool children with speech impairments is limited due to the peculiarities of their behavior and personal characteristics: the ability of children to adapt to the conditions of a specific situation and a specific circle of people. The practical significance of this study lies in the fact that its results describe the features of the communicative function of prediction in preschoolers with speech pathology, define the characteristics of children that inhibit the development of this prediction function in them. | en_US |
dc.relation.ispartofseries | ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ЦЕЛИ. Часть III | ru_RU |
dc.subject | прогнозирование | ru_RU |
dc.subject | коммуникация | ru_RU |
dc.subject | взаимосвязь | ru_RU |
dc.subject | исследование | ru_RU |
dc.subject | дошкольный возраст | ru_RU |
dc.subject | речевая патология | ru_RU |
dc.subject | нарушения речи | ru_RU |
dc.subject | forecasting | en_US |
dc.subject | communication | en_US |
dc.subject | interconnection | en_US |
dc.subject | research | en_US |
dc.subject | preschool age | en_US |
dc.subject | speech pathology | en_US |
dc.subject | speech disorders | en_US |
dc.title | ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ | ru_RU |
dc.title.alternative | IDENTIFICATION OF COMMUNICATIVE FUNCTIONS OF FORECASTING IN PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISEASES | en_US |
dc.type | article | |
dc.identifier.udk | 376 | |
dc.description.pages | 13-21 |