Kazan Federal University Digital Repository

ДИАГНОСТИКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ PISA

Show simple item record

dc.contributor Казанский (Приволжский) федеральный университет
dc.contributor.author Волкова Ольга Валерьевна ru_RU
dc.date.accessioned 2020-12-11T07:09:43Z
dc.date.available 2020-12-11T07:09:43Z
dc.date.issued 2020
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/160117
dc.description.abstract В основу статьи положен опыт социологических исследований, проведенных в субъектах Федерации; исследований, посвященных проблемам читательской грамотности. Обоснована актуальность работы, связанная с наличием противоречий социокультурного, научного и педагогического плана. Дается определение понятия "читательская компетенция" в контексте ФГОС основного общего образования. Обозначены выявленные в ходе исследования затруднения учащихся при выполнении заданий международного исследования PISA (читательская грамотность), раскрыта характеристика текстов, представленных в заданиях PISA. В статье обозначены способы разработки и отбора заданий для диагностики читательской грамотности школьников, а также предлагаются отдельные задания для измерения читательской грамотности учащихся 5-6 классов (на основе сплошного и несплошного текста). Разработанные диагностические задания направлены на повышение уровня читательской грамотности учащихся, совершенствование умений осуществлять анализ текстового материала, адаптировать свой опыт к новым условиям, поскольку овладение грамотностью чтения - это не только фундамент для достижений в других предметных областях в рамках образовательной системы, но и необходимое условие для успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. ru_RU
dc.description.abstract The article is based on the data obtained through sociological studies into the issues of reading literacy conducted in territorial entities of the Russian Federation. The relevance of the study in connected with the existing contradictions of sociocultural, scientific and pedagogical nature. The article gives the definition of the term "reading literacy" in the context of Federal State Educational Standard of basic general education. It designates difficulties uncovered during the study that students face while completing the tasks of the PISA international study (the domain of reading literacy), gives characteristics of the texts presented in the PISA tasks. The study presents approaches towards the development and selection of tasks for the assessment of students' reading literacy, as well as individual tasks for the assessment of reading literacy among the students of 5-6 grades (on the basis of continuous and non-continuous texts) and gives criteria for the assessment. The established diagnostic tasks are aimed at increasing the level of students' reading literacy, perfecting the skills of performing analysis of textual input and adapting students' experience to new environment, since mastering reading literacy serves not just as a basis for achievement in other subject fields in the context of educational system but as a necessary condition for the successful participation in most spheres of adult life. en_US
dc.relation.ispartofseries ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРИОРИТЕТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ТРАНСФОРМАЦИЙ, ВЫБОРА И ВЫЗОВОВ. Часть II. ru_RU
dc.subject грамотность чтения ru_RU
dc.subject читательская компетенция ru_RU
dc.subject международное исследование PISA ru_RU
dc.subject уровни сформированности умений работы с текстом ru_RU
dc.subject диагностические задания ru_RU
dc.subject reading literacy en_US
dc.subject competence in reading en_US
dc.subject PISA international study en_US
dc.subject levels of the development of reading skills en_US
dc.subject diagnostic tasks en_US
dc.title ДИАГНОСТИКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ PISA ru_RU
dc.title.alternative ASSESSMENT OF STUDENTS' READING LITERACY IN THE CONXTEXT OF PISA en_US
dc.type article
dc.identifier.udk 378
dc.description.pages 108-117


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account