Kazan Federal University Digital Repository

Специфика прогнозирования у дошкольников с нарушением слуха

Show simple item record

dc.contributor Казанский федеральный университет
dc.contributor.author Ахметзянова Анна Ивановна
dc.contributor.author Хакимуллина Римма Рафаилевна
dc.date.accessioned 2020-09-29T07:58:44Z
dc.date.available 2020-09-29T07:58:44Z
dc.date.issued 2020
dc.identifier.citation Ахметзянова А.И. Специфика прогнозирования у дошкольников с нарушением слуха / А.И.Ахметзянова, Р.Р. Хакимуллина // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. - 2020. - № 2. - С. 158-176.
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/159407
dc.description.abstract В статье рассматривается проблема способности к прогнозированию (предвосхищению событий будущего) у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Немаловажное значение в социальной адаптации детей с нарушением слуха занимает способность предвосхищать результаты своего взаимодействия с окружающим социальным миром. Прогнозирование у дошкольников с нарушением слуха является довольно малоизученной темой. Встречаются исследования о каком-либо одном виде предвосхищения, например, эмоциональном. Исходя из анализа предыдущих исследований, значимым является подробное изучение особенностей структурно-функциональных характеристик прогностической способности детей с нарушением слуха в сравнении. Цель исследования. Изучить способность к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха. Методики и выборка. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте 5-7 лет с нарушениями слуха и с сохранным слухом, посещающие дошкольные образовательные учреждения Республики Татарстан. Были использованы методики: "Угадайка" (Л.И.Переслени, В.Л.Подобед), авторская методика "Прогностические истории", разработанная преподавателями Казанского федерального университета. Результаты. У детей с нарушением слуха выявлены неэффективные способы осуществления прогностической деятельности, нерациональные стратегии прогнозирования, трудности прогнозирования в определенных сферах отношений и видах деятельности, а также проблемы усвоения правил в нормативной ситуации. Выводы. Эмпирическое исследование подтвердило значимость внешней регуляции в социальной жизни ребенка с нарушением слуха, благодаря которой способность к прогнозированию у детей проявляется более успешно в организованной деятельности, чем в свободной. Наиболее развитой сферой отношений у детей с нарушением слуха является сфера ребенок-родитель. В собственном прогнозе детям с нарушением слуха более свойственна пассивная позиция, в большинстве ситуаций в качестве субъектов будущих событий дети указывали на других участников ситуации, чаще взрослых.
dc.language.iso ru
dc.relation.ispartofseries Вестник Московского университета
dc.rights открытый доступ
dc.subject Прогнозирование
dc.subject дошкольники с нарушением слуха
dc.subject.other Психология
dc.title Специфика прогнозирования у дошкольников с нарушением слуха
dc.type Article
dc.contributor.org Институт психологии и образования
dc.description.pages 158-176
dc.relation.ispartofseries-issue 2
dc.relation.ispartofseries-volume 14
dc.pub-id 238926
dc.identifier.doi 10.11621/vsp.2020.02.08


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account

Statistics