В статье рассматриваются лингвокультурные и социолингвистические особенности рэпа как инструмента глобальной популярной культуры, оказывающие влияние на модели конструирования молодежной идентичности. Анализируются процессы локализации глобальных песенных практик в местной среде, стилизация и гибридизация, статусная амелиорация афроамериканского просторечия на примере английского, испанского и русского языков. Выделяется особый статус английского языка как престижного в среде молодежи. Описываются языковые особенности, определяющие стилевую специфику текстов рэпа - дисфемизация, обилие сниженной и ненормативной лексики, иноязычные вкрапления, сокращения и стяжения, намеренные отклонения от стандартной орфографии, образность дискурса, создаваемая за счет метафор, приемов языковой игры, сравнений, антитез, пословиц и поговорок. Сопоставляются жанровые и лингвистические особенности афроамериканского, испаноязычного и российского рэпа. Констатируется, что песенные контексты рэпа представляют собой пример конструирования классово-этнической солидарности и транснациональной метагендерной молодежной субъективности.
The paper focuses on the cultural and sociolinguistic aspects of rap as an instrument of global popular culture which influence the models of constructing youth identity. The author examines the recontextualization of global rap patterns in local contexts, stylization and hybridization, and the amelioration of African American slang on the example of English, Spanish, and Russian languages. The work reveals a special status of English as a prestigious language among the youth. Stylistically relevant peculiarities of rap lyrics are revealed and described, such as dysphemization, abundant slang and non-normative vocabulary, the use of foreign words, blending and contraction, intentional violations of standard spelling, figurativeness created by the use of metaphors, play upon words, comparisons, antitheses, proverbs and sayings, etc. The genre and linguistic peculiarities of African American, Spanish and Russian rap are compared. The author concludes that song contexts in rap are a vivid example of constructing class and ethnic solidarity and transnational meta-gender youth subjectivity.