Данная статья представляет методическую систему подготовки учащихся 7-9 классов к исследовательской деятельности в сфере экспериментальной математики, которая предназначена для реализации в рамках кружковой работы. Методическая система включает три основных компонента: целевой, содержательно-структурный, процессуально-функциональный. Она ориентирована на достижение двух взаимосвязанных целей: вовлечение в исследовательскую деятельность в сфере экспериментальной математики и формирование функционально полного комплекса универсальных исследовательских действий математика-экспериментатора. Содержательно-структурная сторона методической системы представлена коллекцией контекстно поставленных исследовательских задач экспериментальной математики, направлений развития их идей, а также целесообразно подобранных серий вспомогательных задач для интеллектуальной разминки. Процессуально-функциональная сторона методической системы включает три типа занятий: тренировочные занятия, направленные на развитие универсальных исследовательских действий учащихся в процессе решения задач коллекции; диагностические занятия, направленные на оценку уровня сформированности универсальных исследовательских действий по их проявлениям в ходе экспресс-исследования и представления его результатов; индивидуальные консультации по ходу подготовки исследовательской работы.
This paper presents the methodical system of training students of 7-9 grades for research activities in field of experimental mathematics. The system must be realized in extracurricular education. The methodical system includes three parts: goals, content and structure of the program and technology of education. Education goals: 1) to involve students to research activities in field of experimental mathematics; 2) to formulate universal research actions of a mathematician-experimenter. Education content is concentrates around the collection of research problems of experimental mathematics. Each problem is supplemented of a series of tasks for an intelligent warm-up and list of the directions of development it ideas. The technology of training consists of three steps: training classes, diagnostic session, consultations. Students improve their research skills in solving of research problems from the collection. Then they demonstrate their skills in an express research. After that they do research work in collaboration of teacher. The teacher role is determined of the zone of proximal development of student's research skills.