В статье рассмотрена проблема трудоустройства выпускников вуза. Целью настоящего исследования стал анализ состояния проблемы трудоустройства выпускников педагогического вуза и разработка модели психолого-акмеологического сопровождения процесса профессионального самоопределения и становления профессиональной карьеры студентов. В результате исследования были охарактеризованы основные проблемы в сфере трудоустройства и построения карьеры выпускниками педагогического вуза. Проведенный анализ обусловил необходимость создания модели психолого-акмеологического сопровождения процесса профессионального самоопределения и становления профессиональной карьеры студентов, которая разрабатывается в рамках деятельности научно-практического центра "Акмеологический центр", функционирующего при факультете психологии и дефектологии МГПИ. В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения карьерного становления студентов, раскрыты основные структурные компоненты сопровождения, описаны направления и содержание психолого-акмеологического сопровождения деятельности по оптимизации процесса профессионального самоопределения современной молодежи. В рамках апробации модели выявлялся уровень сформированности карьерной направленности личности у студентов с помощью пакета диагностических методик для изучения у структурных компонентов карьерной направленности личности: карьерного потенциала, карьерных ориентаций, карьерного образа и мотивации к карьере. Результаты исследования показали, что реализация модели психолого-педагогического сопровождения карьерного становления способствует комплексному осмыслению процесса психолого-педагогического сопровождения карьерного становления студентов вуза; позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность студентов; способствует формированию у студентов устойчивой мотивации к профессионально-личностному становлению, готовности к профессиональной деятельности и профессионально-личностному саморазвитию, и в целом к успешному трудоустройству и построению успешной карьеры. Материалы статьи представляют практическую ценность для руководителей и преподавателей высших учебных заведений, а также для сотрудников служб трудоустройства вузов.
The article is devoted to the problem of employment of graduates of high school is considered. The purpose of this study was to analyze the state of the problem of employing graduates of a pedagogical university and develop a model of psychological and acmeological support for the process of professional self-determination and the development of the professional career of students. The analysis led to the need to create a model of psychological and acmeological support for the process of professional self-determination and the development of the professional career of students, which is being developed within the framework of the Akmeologic Center. The article presents a model of psychological and pedagogical support for the career development of students, the main structural components of support are disclosed, the directions and content of psychological and acmeological support for the optimization of the process of professional self-determination of modern youth are described. As part of the approbation of the model, the level of formation of the career orientation of the individual was revealed in the students with the help of a package of diagnostic techniques for studying the career components of the career: career potential, career orientations, career image and motivation for a career. The results of the research showed that the implementation of the model of psychological and pedagogical support of career development contributes to the formation of students' sustainable motivation for professional-personal formation, readiness for professional work and professional-personal self-development, and, in general, to successful employment and building a successful career. The materials of the article are of practical value for heads and teachers of higher educational institutions, as well as for employees of employment services of universities.