Педагогическое образование, характеризующиеся повышенной динамичностью образовательной среды, также, как и общество, подвержено влиянию общих и специфических рисков. При этом система непрерывного педагогического образования, направленная на личностное и профессиональное развитие учителя, повержена системным институциональным рискам, сама является генератором рисков, связанных с деятельностью учреждений непрерывного педагогического образования. Эти положения определили основное содержание исследования, проведенного в 2016 году в РФ и Европейском союзе. Цель исследования - анализ практики управления рисками педагогического образования в России и за рубежом, определение источников появления рисков системы непрерывного педагогического образовании. Основным методом исследования был экспертный опрос. В качестве экспертов были привлечены руководители и специалисты педагогических образовательных учреждений (в РФ: Северный (Арктический) федеральный университет, Южный федеральный университет, Астраханский государственный университет, Крымский федеральный университет; в Европейском союзе: Болонский университет (Италия), Щецинский университет (Польша). Общее количество экспертов составило 12 человек. В рамках исследования участникам было предложено определить источники рисков педагогического образования, выделить угрозы и вызовы. Отдельный блок вопросов был посвящен подходам в управлении рисками, используемым разными университетами в своей практике. Результаты опроса позволили выделить 56 рисков различной направленности, присущих системе непрерывного педагогического образования. Выявленные риски можно разделить на две категории: риски, имеющие внешний характер (политические, риски, генерируемые нормативной базой педагогического образования, социально-экономические, демографические риски и др.) и риски, связанные со спецификой деятельности учреждений непрерывного педагогического образования (управленческие риски, инновационные риски, риски, связанные с мотивацией педагогов и др.). При оценке подходов к управлению рисками эксперты указали на преобладание интегрированного подхода. 87% российских и европейских экспертов признали важность внедрения в практику управления рисками учреждений непрерывного педагогического образования стандарта ИСО 31000:2010. Также большинство экспертов отметили необходимость использования национальных стандартов качества образования, как фактора снижения рисками непрерывного педагогического образования. Результаты экспертного опроса показали важность разработки прикладных методик управления рисками системы непрерывного педагогического образования, необходимость определения количественных и качественных методов оценки рисков.
Pedagogical education characterized by an increased dynamic of the educational environment, as well as society is subject to the general and specific risks. The system of continuous pedagogical education aimed to the personal and professional development of the teacher is defeated by the systemic institutional risks, and itself is a generator of risks associated with the activities of institutions of continuous teacher education. These aspects have determined the main content of the study conducted in 2016 in the Russian Federation and the European Union. The aim of this study was the analysis the practice of managing the risks of teacher education in Russia and abroad, the identification the sources of the emergence for the system of continuous teacher education. The main research method was an expert survey. Heads and specialists of pedagogical educational institutions (in the Russian Federation: Northern (Arctic) Federal University, Southern Federal University, Astrakhan State University, Crimean Federal University, in the European Union: Bologna University (Italy), Szczecin University (Poland)) were involved as experts. The total number of experts was 12 people. Participants were asked to identify the sources of risks of pedagogical education, to identify threats and challenges. A special block of questions was devoted to management approaches in risk management used by different universities in their practice. The results of the survey let us to identify 56 risks of different orientations inherent in the system of continuous pedagogical education. The identified risks can been divided into two categories: external risks (political, risks generated by the normative base of pedagogical education, socioeconomic, demographic risks, etc.) and risks associated with the specifics of the activity of institutions of continuous teacher education (managerial risks, innovative risks, risks associated with the motivation of teachers, etc.). Assessing the approaches to the risk management the experts pointed to the advantages of an integrated approach. 87% of Russian and European experts recognized the importance of introducing the standard ISO 31000:2010 into the practice of risk management of continuing education institutions. Also, most experts noted the need to use national quality standards for education as a factor of reduction the risks of continuing teacher education. The results of the expert survey have shown the importance of developing the applied risk management techniques for the system of continuous teacher education, the need to determine the quantitative and qualitative methods for risk assessment