В работе представлены процессы в образовании, происходящие в современной социокультурной ситуации. Для современного дошкольного образования необходима интеграция в логике диалога культур. Интердисциплинарный характер феномена культуры призывает обращения к достижениям в различных отраслях социального знания и учета идей философии, культурологии, социологии и педагогики. Однако, анализ понятия культуры показывает, что образование не применяет понятие "культура" как объединяющую категорию в процессе формирования человека как личности цивилизационного общества. В педагогике не произошло понимание образования как феномена культуры; культурологический подход в педагогике не привился, не стал частью профессиональной позиции педагогов. Только в последние годы появился интерес педагогов к культурологической проблематике образования и исследования в области культурной психологии и культурологии образования. Интегративный подход в исследовании профессиональной деятельности педагога дошкольного образования помогает выявить её многокомпонентность, преодолеть противоречия социокультурных контекстов и представить образование как создание и самоорганизацию новых форм индивидуального бытия. Материалы статьи представляют практическую ценность для педагогов дошкольного образования и преподавателей, работающих с будущими педагогами.
Ключевые слова: культурология образования, социокультурные условия, профессиональная деятельность, педагог дошкольного образования, интегративный подход.
The paper presents the educational processes taking place in the modern socio-cultural situation. For the modern preschool education it is necessary to integrate the logic of dialogue of cultures. Interdisciplinary nature of cultural phenomenon encourages circulation to the achievements in various branches of social knowledge and incorporate ideas from philosophy, cultural studies, sociology and pedagogy. However, the analysis of the concept of culture shows that education does not apply the concept of "culture" as a unifying category in the process of formation of the personality of civilized society. In pedagogy did not happen the understanding of education as a phenomenon of culture; culturological approach in teaching has not caught on, became part of the professional position of teachers. Only in recent years, the interest of the teachers to the cultural issues of education and research in the field of cultural psychology and cultural studies of education. Integrative approach in the study of professional activity of the teacher of preschool education helps to reveal its complexity, to overcome the contradictions of social and cultural contexts, and to present education as the creation and organization of new forms of individual existence. The materials of the article are of practical value to teachers of preschool education and teachers working with future teachers.