Образование как внутренне организованная, управляемая и открытая сфера социальной деятельности представляет собой некоторую целостность, стремящуюся стать системой в том плане, что ее элементы, системно связанные в идеале, никогда не бывают таковыми в реальности. Степень системности институционализированной составляющей образовательной среды является важным критерием ее эффективности.
Системность муниципальной образовательной среды должна определяться ее соответствием муниципальной структуре социально-профессиональной деятельности. В условиях социально-экономического транзита, структурные характеристики образовательной среды необходимо определять на основе перспективных потребностей рынка труда и с учетом запросов потенциальных работодателей, что актуализирует проблемы перспективного планирования.
Полипарадигмальный подход к социальному проектированию муниципальной образовательной среды, представляющий собой совокупность объединенных воедино по некоторому общему основанию элементов различных методологий, наиболее адекватно отражает сложность образовательной среды как объекта социального управления, обусловленную одновременным присутствием в ее структуре качественно отличных элементов, требующих для своего анализа разных парадигмальных оснований.
С учетом системности образования и в соответствии с полипарадигмальным подходом в анализе образовательной деятельности необходимо признать основным предметом социального проектирования совокупность взаимосвязанных единичных социально-образовательных функций, под которыми понимается некоторый набор действий, необходимых для реализации задач образования.
Полипарадигмальность проектирования муниципальной образовательной среды проявляется в необходимости использования:
- для проектирования центральной сферы муниципальной образовательной среды - парадигмы, ориентирующей на выявление объективных законов и закономерностей социального становления молодежи и разработку на этой основе технологии управления человеческим ресурсом, обеспечивающей стабильный, заранее заданный результат;
- для проектирования мезосферы образовательной среды - комплексного подхода в сочетании с синергетическим и эволюционистским подходами;
- для решения проблем социального проектирования внешней (периферийной) сферы муниципальной образовательной среды - личностно-ориентированного и человеко-центрированного подходов.
Функционирование учреждения образования вне зависимости от его уровня, традиционно считающегося основным элементом институционализированной составляющей образовательной среды, связано с четко определенной целью деятельности, отраженной в образовательных стандартах, учебных программах, планах воспитательной работы и др. нормативных актах. Всё это указывает на то, что решение проблем социального проектирования рассматриваемой сферы образовательной среды может осуществляться преимущественно в контексте полипарадигмального подхода, обеспечивающего стабильный, заранее заданный результат.
Перечень основных этапов проектирования институционализированной составляющей образовательной среды включает в себя: определение объективной муниципальной потребности в области образования; структурирование цели; формулирование задач, реализация которых обеспечивает достижение тактических и стратегических целей; определение форм, средств и методов реализации задач; определение материальной базы, необходимой для решения задач; определение единичных и групповых функций, связанных с решением задач; подбор персонала в соответствии с определенными функциями и т.д. При этом, чем меньше проект образовательной среды будет зависим от личностных особенностей субъектов образовательной деятельности, тем эффективнее он будет реализован. Таким образом, проектирование институционализированной составляющей образовательной среды представляет собой проектирование функциональной системы.
Education is internally organized, managed and open sphere of social activity that represents some integrity aiming to become the rule meaning that its elements cannot be connected totally. Degree of systematicity of the institutionalized component of the educational environment is important criterion of its efficiency.
Systematicity of the municipal educational environment has to be defined by its compliance to municipal structure of social professional activity. In the conditions of social and economic transit, structural characteristics of the educational environment need to be defined based on perspective requirements of labor market and taking into account requests of potential employers that actualizes problems of advance planning.
The Poliparadigm approach to social design of the municipal educational environment reflects complexity of the educational environment as object of social management. It caused by simultaneous presence at its structure of qualitatively excellent elements demanding different paradigm of the bases for the analysis.
Taking into account systematicity of education and poliparadigm approach in the analysis of educational activity it is necessary to recognize the main subject of social design as a set of the interconnected single social and educational functions. It can be understood as some set of the actions necessary for implementation of education's problems.
The Poliparadigm of design of the municipal educational environment needs to use:
- for design of the central sphere of the municipal educational environment - the paradigm orients on detection of objective laws and patterns of social formation of youth and development on this basis of the technology of management of a human resource providing the stable, fixed result;
- for mesosphere's design of the educational environment - an integrated approach in combination with synergy and evolutional approaches;
- for the problem resolution of social design of the external (peripheral) sphere of the municipal educational environment - the personal oriented approach.
Functioning of educational institution regardless of its level that is traditionally considered as a basic element of the institutionalized component of the educational environment is connected with a particular purpose of the activity reflected in educational standards, training programs, plans of educational work, and another regulation. All this indicates that the problem resolution of social design of the considered sphere of the educational environment can mainly be performed in the context of the poliparadigm approach providing the stable, fixed result.
The list of the main design stages of the institutionalized component includes:
? determination of objective municipal need for the field of education;
? structuring purpose;
? formulation of tasks which provides achievement of tactical and strategic objectives;
? determination of forms, means and implementation methods of tasks;
? determination of the material resources necessary for the solution of tasks;
? determination of the single and group functions connected with the solution of tasks;
? Personnel recruitment according to certain functions.
At the same time, the less project of the educational environment will be dependent on personal features of subjects of educational activity, the more effective it will be implemented. Thus, design of the institutionalized component of the educational environment represents design of functional system.