Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью общества в мультикультурной перспективе развития современного образования и недостаточной степенью разработанности ее теоретических и научно-методических основ, а также усилением влияния транснациональной и региональной адаптации мигрантов на современный социум. что диктует новые требования к профессиональной подготовке будущих учителей. Цель статьи заключается в разработке полифункциональной педагогической модели процесса развития профессиональной мультикультурной компетенции студентов в контексте культурно-исторического, системного и коммуникативно-деятельностного подходов и её апробации. Ведущими технологиями исследования являются: технология моделирования, мультикультурной деятельности, коммуникативного дифференцирования, самоактивизации и др. В статье представлена теоретически обоснованная и практико-ориентированная полифункциональная педагогическая модель, включающая в себя системообразующие компетенционные компоненты мультикультурного содержания, проблематики и компонентов адекватности речевого оформления. Представлены их особенности и содержательно-процессуальные средства, направленные на овладение профессиональной мультикультурной компетенцией. Определён комплекс мультикультурных проблем разноуровневого характера, разработаны установочные требования к развитию профессиональной подготовки студентов в условиях траснациональной и региональной адаптации детей-мигрантов. Представленная модель ориентирована на овладение преподавателями основными компонентами профессиональной мультикультурной деятельности и её усовершенствование в контексте творческого использования разнообразных образовательных технологий.
Relevance of the studied problem is caused by requirement of society for the multicultural development prospect of modern education and insufficient degree of development of its theoretical and scientific methodological bases, and also by strengthening of influence of migrants' transnational and regional adaptation on a modern society, that dictates new requirements to professional training of future teachers. The purpose of the article is to work out multifunctional pedagogical model of development of students' professional multicultural competence in the context of cultural and historical, system and communicative-activity approaches and to approbate it. The leading technologies of a research are: technology of modeling, multicultural activity, communicative differentiation, self-activization, etc. Theoretically proved and practice-oriented multifunctional pedagogical model, including backbone competence components of multicultural contents, a perspective and adequacy of speech, is presented in the article. Their features and the substantial-procedural means focused on mastering of professional multicultural competence are presented there. The complex of multicultural problems of different level is defined, orientational requirements to development of students' professional training in the conditions of transnational and regional adaptation of migrant children are developed. The presented model is oriented to mastering by teachers the main components of professional multicultural activity and its improvement in the context of creative use of various educational technologies.