Статья посвящена обоснованию источниковой ценности литературных па-
мятников золотоордынской эпохи для воссоздания истории духовной культуры
татарского народа, поскольку, несмотря на компилятивный характер большинства
рассмотренных произведений, они были написаны на местном наречии. Так, зна-
чимость художественного сочинения "Нахдж ал-Фарадис" Махмуда ал-Булгари ас-
Сараи обусловлена тем, что оно было создано на базе 19 религиозно-дидактических
произведений мусульманского Востока, не утративших своего научного значения
в мусульманском богословии и применяемых в религиозной практике до настоящего
времени. Литература Золотой Орды - это не только совокупность памятников куль-
туры, но и своеобразный аргумент, подтверждающий и дающий возможность про-
следить путь цивилизационного развития золотоордынского государства, поскольку
наличие письменной культуры отрицает представление о Золотой Орде как о союзе
кочевых племен. Кроме того, литературные памятники золотоордынской эпохи - это
бесценный источник по истории ислама в Золотой Орде, свидетельствующий о рас-
пространении ислама не только в правящей элите, но и среди простого народа.
Topic of this article is how literary monuments from the Golden Horde era can
serve as sources for the spiritual life of the Tatar people. While most of these sources
are compilations, they were all written in the local dialect. A work like Nahj al-Faradis,
written by Mahmud al-Bulghari al-Sara'i, contains a significant amount of bibliographical
material; it draws from nineteen religious and didactical works of the Muslim East, works
which enjoy authority among Muslim scholars and which are used in religious practice
up to our days. The literature of the Golden Horde period presents a valuable cultural and
historical heritage, and must form the basis for the study of Islam in the Golden Horde.
381
These works testify to the fact that Islam found acceptance not only among the ruling elite
but also among the common people