В настоящей статье рассматривается проблема рели-
гиозного права и правового плюрализма в демократических свет-
ских государствах, в том числе в Российской Федерации. Процесс
международной миграции в западные страны, религиозное возрож-
дение в бывшем СССР приводят к различным столкновениям между
религиозными нормами и официальным правом. В некоторых странах
религиозные сообщества стараются следовать своим религиозным
нормам через религиозные арбитражи. По мнению автора, нормы
религиозного права (такие, как нормы шариата) могут использо-
ваться только в строгом соответствии с современной концепцией
прав человека и действующим законодательством. Первостепенной
обязанностью государства является обеспечение религиозных свобод
и предотвращение нарушений прав человека религиозными сооб-
ществами. Автор делает разграничение между понятиями "правовой
плюрализм" и "плюралистическая правовая система" на примере
стран Азии, Ближнего Востока и Европы. Особое внимание уделяется
возможности применения норм исламского права при помощи
институтов современного российского законодательства. Также
анализируется судебная практика, в том числе практика Европей-
ского Суда по правам человека.
This article deals with the problem of religious law and legal
pluralism in democratic secular states including the Russian Federation.
The process of international migration to the western countries, religious
revival in the former USSR causes different clashes between the religious norms and official law. In some countries religious communities try to
follow their religious duties through the practice of religious arbitration.
According to author's view, rules of religious law (such as norms of
sharia) can only be used in strict line with the modern concept of human
rights and official legislation. The primary duty of the government is to
ensure religious freedom and the prevention of human rights violations
by religious communities. The author makes a clear distinction between
"legal pluralism" and "pluralistic legal system" on the example of the
countries of Asia, the Middle East and Europe. Particular attention is
paid to the possibility of implementation of the rules of Islamic law by
the institutions of modern Russian legislation. The courts' practice
including that of the European Court of the Human Rights is analysed.