Статья посвящена анализу религиозного обряда исце-
ления, проводимого имамом Махмутом-хазратом Шарафутдиновым
в казанской мечети "Шамиль". Рассматриваются главные составля-
ющие ритуала, исследуется личность Махмута-хазрата, его духов-
ный путь, связанный с суфийской практикой, творческое наследие,
приводятся также краткие характеристики прихожан. Успех цели-
тельных ритуалов, собирающих более 100 человек на каждом сеансе,
обусловлен рядом факторов, среди которых можно выделить
харизматичность лидера - имама мечети, его яркие музыкальные
способности, использование сакральных текстов в обрядовой практике,
эстетические достоинства. Прихожане, большей частью представ-
ленные женской аудиторией, посещают целительные ритуалы с
целью избавления от недугов, исполнения желаний, удовлетворения
духовных потребностей. Анализ различных составляющих обряда
свидетельствует о том, что данная практика, заполняет определен-
ный духовный вакуум, образовавшийся в религиозной жизни татар-
мусульман, стремящихся к более эмоционально насыщенным формам
ислама.
The article is devoted to the analysis of the healing practice,
led by Imam Mahmud-Khazrat Sharafuddin in one of the Kazan
(Tatarstan) Mosques "Shamil". This practice consists of three main
dimensions: preliminary statements for congregation, singing and textual content. The leader of the Mosque belongs to Sufi trend in Islam
and continues local Sufi tradition of Naqshbandiya-Khalidiya brotherhood.
The healing ritual has a tremendous success among congregation that
could be explained by charismatic figure of the Imam, his bright vocal
talent, usage of Islamic sacred texts and high aesthetical value of the
ritual. Visitors, represented mostly by females, attend gatherings in the
Mosque due to different reasons: for healing, for fulfilling their wishes,
for spiritual needs. Sufi practice at the "Shamil" Mosque fills spiritual
vacuum for some Tatars who are searching for emotionally intense
forms of Islam.