В современной мусульманской умме России шииты
являются меньшинством и не имеют автохтонного статуса, что
ставит их перед проблемой выработки адекватной модели самоут-
верждения, учитывающей влияние различных факторов и отвеча-
ющей всему предшествующему историческому опыту существования
шиитов в мусульманских и немусульманских сообществах. В
данной статье автор исследует предпосылки оформления подобной
модели, особенности шиитской общины, стоящие перед ней проблемы
и вызовы, а также роль зарубежных сил в процессе самоутверждения
шиитов в российском пространстве. Поиск указанной модели требует
от шиитов осмысления своих исторических корней и идентичности,
отхода от этноцентристских установок, адаптации к российским
культурным реалиям, овладения культурой диалога и взаимоуважения
в отношениях с суннитами, подавления в своей среде радикальных
тенденций, дальнейшего оформления институциональной структуры,
обретения все большей самостоятельности и независимости от
источников зарубежного влияния при сохранении той позитивной
роли, которую играет в этих процессах Иран, с которым российских
шиитов связывает много общего.
Shia Muslims constitute a minority of Russian Muslim
community and at the same time have been considered as non-indigenous
Islamic group, thus facing the problem of finding an appropriate model for self-constitution which would be considering of different factors and
responding to the historical experiences of Shia in Muslim and non-
Muslim societies. The author deals with the existent prerequisites for the
molding of this model, some peculiarities of Russian Shia community,
its actual problems ans challenges as well as the role of exterior actors
in the process of self-constituion of Shia in Russian context. The search
of this model forces Shia leaders to re-consider their historical identity,
walk away from ethno-centrical attitudes, take more seriously an
adaptation for Russian cultural framework, acquire culture of dialogue
and mutual respect with Sunni community, suppress radical trends
within Shia community, build a more powerful institutional structure,
take a more independent attitude towards foreign centres and sources
of influence while keeping the positive role of Iran in soft guiding of the
processes within Russian Shia community.