Проведен сравнительный анализ эффективности приемов психологической саморегуляции как средства оптимизации функционального состояния в учебном процессе слушателей программ профессиональной переподготовки. Проверялась гипотеза о том, характер оптимизационных эффектов различается в зависимости от типа приемов саморегуляции. Показано, что более мощный восстановительный эффект выявлен при действии тех приемов саморегуляции, которые ориентированы прежде всего на устранение утомления в учебном процессе. Выявлен рост способности участников исследования к тонкой дифференциации разных аспектов своего состояния, что становится основой для развития навыков самоуправления на основе глубокого понимания соответствия состояния ситуативным требованиям.
A comparative analysis of the self-regulation means' effectiveness with respect to human functional states' optimization the in the educational process was carried out. The following hypothesis has been tested: the nature of optimization effects differs depending on the type of self-regulation means. More powerful recovery effect was revealed when using that self-regulation means, that are focused primarily on eliminating fatigue. An increase in ability of participants to differentiate various aspects of their states was revealed, which becomes the basis for the development of self-management skills based on a deep understanding of the situational requirements.