Электронный архив

Трансформация лекции в современной высшей школе России

Показать сокращенную информацию

dc.contributor Казанский федеральный университет
dc.contributor.author Ибрагимов Гасангусейн Ибрагимович
dc.contributor.author Калимуллина Алия Айдаровна
dc.date.accessioned 2023-07-06T10:18:08Z
dc.date.available 2023-07-06T10:18:08Z
dc.date.issued 2023
dc.identifier.citation Ибрагимов Г. И. Трансформация лекции в современной высшей школе России / Г. И. Ибрагимов, А. А. Калимуллина // Высшее образование в России. - 2022. - № 7. - С. 96-112.
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/176388
dc.description.abstract Актуальность темы обусловлена противоречием между накопленным высшей школой опытом адаптации лекции как формы организации обучения к новым условиям функционирования образования и недостаточным вниманием исследователей к изучению и обобщению этого опыта для определения роли, места и основных направлений трансформации лекции в современной высшей школе. Цель исследования заключалась в выявлении роли, места и направлений трансформации лекции в современной высшей школе. Для ее достижения был проведен метаанализ публикаций по теме за последние десять лет. В общей сложности анализу были подвергнуты 52 научные статьи, опубликованные в рецензируемых ведущих отечественных педагогических журналах и других научно-методических изданиях. Отбор статей для анализа проводился по наличию в названии статьи ключевых слов: "лекция", "лекционное занятие". Результаты исследования показали, что большое разнообразие и общедоступность источников информации и коммуникаций не вытесняют лекцию из системы высшего образования, но предъявляют к ней новые требования, меняют ее роль и место в системе вузовского обучения. Выделены основные требования к современной лекции: проблемность; гибкость структуры; ориентация на диалогические формы коммуникации со студентами; эффективная обратная связь. Ведущей тенденцией развития лекции в современном вузе становится сочетание унаследованной от традиционной лекции научности, информативности и высокого профессионализма с диалогичностью и многообразием типов и видов лекции, повышением доли интерактивных приемов активизации учебной и коммуникационной деятельности студентов. Установлено, что трансформация лекции в современной высшей школе идет в трех основных направлениях, связанных с изменением внешних и внутренних признаков лекции: организационно-содержательное, функциональное и структурно-коммуникационное направления. Раскрыто содержательное наполнение каждого из выделенных направлений трансформации лекции. Предложены перспективные направления исследований современной лекции.
dc.language.iso ru
dc.relation.ispartofseries Высшее образование в России
dc.rights открытый доступ
dc.subject форма организации обучения
dc.subject лекция
dc.subject направления трансформации лекции
dc.subject современная высшая школа
dc.subject инновационный опыт высшей школы.
dc.subject.other Народное образование. Педагогика
dc.title Трансформация лекции в современной высшей школе России
dc.type Article
dc.contributor.org Институт психологии и образования
dc.description.pages 96-112
dc.relation.ispartofseries-issue 7
dc.pub-id 283417


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в электронном архиве


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись

Статистика