Электронный архив

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Показать сокращенную информацию

dc.contributor Казанский (Приволжский) федеральный университет
dc.contributor.author Комарова С.Н. ru_RU
dc.contributor.author Юдина А.О. ru_RU
dc.contributor.author Юрикова Е.Д. ru_RU
dc.contributor.author Нигматуллина И.А. ru_RU
dc.date.accessioned 2023-02-27T11:15:20Z
dc.date.available 2023-02-27T11:15:20Z
dc.date.issued 2022
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/175146
dc.description.abstract Проблема исследования. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Одна из значимых задач развития системы образования - повышение родительской компетентности в обучении и воспитании детей с расстройством аутистического спектра (далее РАС), их социальной адаптации и интеграции в общество, формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей. По данным Всемирной организации здравоохранения в последние десятилетия отмечается увеличение количества детей, имеющих РАС. В России общая численность лиц с РАС на 2018 год составила 22953 человека, при этом прослеживается динамика увеличения численности по сравнению с 2017 годом (15998 человек) на 43 %, что составило 6955 человек [13]. Мировая ситуация, связанная с COVID-19, вносит свои коррективы не только в применение методов обучения и воспитания детей, но и в процесс взаимодействия с родительским сообществом. Условия пандемии показали, что наиболее востребованными в работе специалистов, особенно учителей-логопедов, образовательных организаций являются инновационные интерактивные технологии с использованием методов обратной связи. В связи ситуацией с COVID-19 у всех специалистов остро встал вопрос о необходимости применения интерактивных форм получения обратной связи от семьи о коррекционной работе, которая проходит дома во время социальной изоляции. Все больше становятся востребованными интерактивные технологии, позволяющие максимально включить в сопровождение детей и родителей. Цель исследования - выявить и экспериментально проверить эффективность интерактивной формы взаимодействия логопеда с родителями детей с РАС, направленной на организацию и проведение интерактивных игр, стимулирующей развитие речи каждого ребенка с РАС, в домашних условиях. Методы исследования. В работе были использованы методы качественного и количественного анализа исследования, а именно анкетирование родителей для выявления готовности к сотрудничеству. Был использован опросник "История развития" М.М. Либлинг, Е.Р. Баенской с помощью которого можно изучить сведения о семье ребенка с РАС, особенности характера всех близких родственников, особенности развития нарушения в пренатальный (период беременности), натальный (период родов) и постнатальный периоды. Был разработан опросник для родителей "Готовность сотрудничать". Последний период включает в себя анализ раннего двигательного, речевого и эмоционально-коммуникативного развития ребенка с расстройством аутистического спектра Следующая методика, которая была рассмотрена - это логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями В.М. Акименко. Логопедическое обследование рассчитано на обследование речевых нарушений детей после 4 лет. Диагностика речевых нарушений проводится по следующим направлениям: обследование звукопроизношения, обследование артикуляционной моторики, обследование строения артикуляционного аппарата, обследование фонематического восприятия, обследование слоговой структуры слова, обследование лексики, обследование грамматического строя, обследование связной речи [2]. В эксперименте принимало участие 20 родителей и детей с расстройствами аутистического спектра, посещающих детский сад Казанского Федерального университета "МЫ ВМЕСТЕ". Для повышения качества взаимодействия специалиста с семьёй ребенка с РАС были использованы медио-ресурсы сайта образовательной организации детского сада КФУ "МЫ ВМЕСТЕ", для которого: были разработаны опросники с использование сервиса "Яндекс Форма" для того чтобы родители в свободное время могли пройти анкетирование. Были разработан картотеки интерактивных игр с использования сервиса "Microsoft PowerPoint" и сервиса для обработки звучания "Онлайн аудиоредактор". ru_RU
dc.description.abstract Research problem. Education of persons with disabilities and disabled persons is one of the priority areas of the education system of the Russian Federation. One of the significant tasks of the development of the education system is to increase parental competence in the education and upbringing of children with autism spectrum disorder (hereinafter ASD), their social adaptation and integration into society, the formation of a responsible attitude of parents to the upbringing of children. According to the World Health Organization, in recent decades there has been an increase in the number of children with ASD. In Russia, the total number of persons with ASD in 2018 amounted to 22953 people, while the dynamics of an increase in the number compared to 2017 (15998 people) by 43 %, which amounted to 6955 people [13]. The global situation related to COVID-19 makes its own adjustments not only in the application of methods of teaching and raising children, but also in the process of interaction with the parent community. The conditions of the pandemic have shown that the most popular in the work of specialists, especially speech therapists, educational organizations are innovative interactive technologies using feedback methods. Due to the situation with COVID-19, all specialists have an acute question about the need to use interactive forms of receiving feedback from the family about correctional work that takes place at home during social isolation. Interactive technologies that make it possible to include children and parents in the accompaniment as much as possible are becoming more and more in demand. The aim of the study is: to identify and experimentally test the effectiveness of an interactive form of interaction between a speech therapist and parents of children with ASD, aimed at organizing and conducting interactive games that stimulate the development of speech of each child with ASD, at home. Research methods. Methods of qualitative and quantitative analysis of the study were used in the work, namely, questioning parents to identify willingness to cooperate. The questionnaire "History of development" by M.M. Liebling, E.R. Baenskaya was used with the help of which it is possible to study information about the family of a child with ASD, the characteristics of the character of all close relatives, the peculiarities of the development of disorders in prenatal (pregnancy), natal (childbirth) and postnatal periods. A questionnaire for parents "Willingness to cooperate" was developed. The last period includes an analysis of the early motor, speech and emotional-communicative development of a child with autism spectrum disorder. The next technique that was considered is a speech therapy examination of children with speech disorders by V.M. Akimenko. Speech therapy examination is designed to examine speech disorders in children after 4 years. The diagnosis of speech disorders is carried out in the following areas: examination of sound pronunciation, examination of articulatory motility, examination of the structure of the articulatory apparatus, examination of phonemic perception, examination of the syllabic structure of the word, examination of vocabulary, examination of grammatical structure, examination of coherent speech [2]. The experiment involved 20 parents and children with autism spectrum disorders attending the kindergarten of Kazan Federal University "WE ARE TOGETHER". To improve the quality of the specialist's interaction with the family of a child with ASD, the media resources of the website of the educational organization of the KFU kindergarten "WE ARE TOGETHER" were used, for which: questionnaires were developed using the Yandex Form service so that parents could take a questionnaire in their free time. Card files of interactive games were developed using the Microsoft PowerPoint service and the Online Audio Editor service for sound processing. en_US
dc.relation.ispartofseries Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке. Часть III ru_RU
dc.subject интерактивные формы работы ru_RU
dc.subject дети ru_RU
dc.subject расстройства аутистического спектра ru_RU
dc.subject родители ru_RU
dc.subject взаимодействие ru_RU
dc.subject развитие речи ru_RU
dc.subject interactive forms en_US
dc.subject children en_US
dc.subject autism spectrum disorder en_US
dc.subject parents en_US
dc.subject interaction en_US
dc.subject language development en_US
dc.title ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ru_RU
dc.title.alternative INTERACTIVE FORMS OF WORK BY A SPEECH THERAPIST WITH PARENTS WHO HAVE CHILDREN WITH AN AUTISM SPECTRUM DISORDER en_US
dc.type article
dc.identifier.udk 376
dc.description.pages 206-222


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в электронном архиве


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись

Статистика