Электронный архив

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ СТРЕССУ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ

Показать сокращенную информацию

dc.contributor Казанский (Приволжский) федеральный университет
dc.contributor.author Шевелёва А.М. ru_RU
dc.date.accessioned 2023-02-16T09:51:34Z
dc.date.available 2023-02-16T09:51:34Z
dc.date.issued 2022
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/173746
dc.description.abstract В статье описываются результаты изучения взаимосвязи симптомов эмоционального выгорания со стилем саморегуляции и стратегиями совладания со стрессом у 103 учителей средних общеобразовательных школ. Эмпирические данные были собраны посредством психологической диагностики при помощи опросников выявления эмоционального выгорания MBI, "Стиль саморегуляции поведения", "Копинг-поведение в стрессовых ситуациях". Обнаружены взаимосвязи показателей эмоционального выгорания с показателями копинг-стратегий и саморегуляции. Ориентированный на эмоции копинг связан с повышением риска проявления всех диагностированных симптомов выгорания - эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. При этом сравнение выборок педагогов с разным общим уровнем выгорания показало, что опора на эмоциональный копинг наиболее выражена в выборке с высоким, а наименее - в выборке с низким уровнем выгорания. Оценка результатов как стратегия саморегуляции связана с сокращением редукции достижений и деперсонализации как симтоматики проявления эмоционального выгорания. Снижение проявлений эмоционального истощения связано с повышением опоры на стратегии планирования, моделирования, программирования и гибкости как стилевых особенностей саморегуляции, а также на решение задачи как способ совладания со стрессовыми ситуациями. Сравнительный анализ выборок с разным общим уровнем выгорания также показал, что стратегии моделирования, программирования и гибкости сильнее всего выражены в выборке с низким уровнем выгорания. Выявленные сочетания личностных характеристик, сопряжённых с повышением проявлений выгорания, могут послужить предикторами риска для профессионального здоровья педагогов. ru_RU
dc.description.abstract The article aim is to show the results of study of the burnout symptoms with the self-regulation style and coping strategies relationship in secondary school teachers. Empirical data were collected through psychological diagnostics of 103 secondary school teachers using the following diagnostic tools: "Maslach Burnout Inventory", "Style of behavior self-regulation", "Coping Inventory for Stressful Situations". Correlations of job burnout symptom indicators with indicators of coping and self-regulation strategies were found. Emotion-oriented coping is associated with an increased risk of all diagnosed symptoms of burnout - еmotional exhaustion, depersonalization and personal accomplishment reduction. At the same time, a comparison of teachers samples with different general levels of burnout showed that the reliance on emotional coping is most pronounced in the sample with a high, and the least in the sample with a low level of burnout. Results assessment as a self-regulation strategy is associated with a decreasing level of depersonalization and personal accomplishment reduction burnout symptoms. The reduction of emotional exhaustion manifestations is associated with increased reliance on planning strategies, modeling, programming and flexibility as stylistic features of self-regulation, as well as on problem solving as a way of coping with stressful situations. A comparative analysis of samples with different overall burnout levels also showed that modeling, programming and flexibility strategies are most pronounced in a sample with a low burnout level. The revealed combinations of personal characteristics associated with increased manifestations of burnout can serve as predictors of risk for the teachers' professional health. In turn, the formation and development of those personal resources among specialists that are associated with reducing the burnout risk can become a task for self-improvement and corrective measures in the field of psychological support for the professional activity of a teacher. en_US
dc.relation.ispartofseries Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке. Часть III ru_RU
dc.subject эмоциональное выгорание ru_RU
dc.subject стресс ru_RU
dc.subject стратегии совладания ru_RU
dc.subject копинг ru_RU
dc.subject саморегуляция ru_RU
dc.subject учителя ru_RU
dc.subject burnout en_US
dc.subject self-regulation en_US
dc.subject coping en_US
dc.subject stress en_US
dc.subject teachers en_US
dc.title ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ СТРЕССУ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ ru_RU
dc.title.alternative PERSONAL FACTORS OF STRESS RESISTANCE AS PREREQUISITES FOR THE BURNOUT MANIFESTATIONS IN TEACHERS en_US
dc.type article
dc.identifier.udk 159.9
dc.description.pages 468-473


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в электронном архиве


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись

Статистика