Электронный архив

ПРОБЛЕМА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ НОО

Показать сокращенную информацию

dc.contributor Казанский (Приволжский) федеральный университет
dc.contributor.author Бея А.С. ru_RU
dc.date.accessioned 2023-01-23T11:57:29Z
dc.date.available 2023-01-23T11:57:29Z
dc.date.issued 2022
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/173636
dc.description.abstract Проблема исследования. Процесс педагогической поддержки и сопровождения детей с одарённостью является одним из главенствующих направлений в рамках национального проекта "Образование" [3], об этом гласит федеральный проект "Успех каждого ребёнка". Изучив его, было замечено, что одним из главных векторов работы является задача по формированию эффективной системы выявления одарённости детей. Так же об этом говорит профессиональный стандарт учителя в развивающей деятельности - "педагогу необходимо уметь применять в своей практике психолого-педагогические технологии, необходимые для адресной работы с различными контингентами детей, в их число входят обучающиеся с одарённостью" [6]. Если свидетельствовать об определении одаренности, можно исходить из объяснения, данного В.И. Пановым - "одаренность это индивидуальная форма становления психической реальности, представляющая собой системное сочетание природной предрасположенности к реализации психических возможностей в предельной форме индивидуального развития" [4]. В работе с одарёнными детьми приоритетной задачей является создание таких психолого-педагогических условий, при которых каждому ребёнку будет оказана своевременная помощь в личностном и профессиональном самоопределении, поддержка развития их способностей. Так же, мы должны понимать, что во многих случаях детской одарённости сопутствуют различные биологические и социально-обусловленные нарушения развития личности. Исходя из этого, можно сказать, что решение данной проблемы должно иметь комплексный и системный подход. Ведь, как пояснял О.С. Газман, "сопровождение одаренного ребенка предполагает индивидуально-ориентированную помощь детям в развитии как общих, так и специальных способностей, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, творческих способностей и возможностей, характерных именно для этого индивида [2]. Но, при этом, хочется отметить, что в отечественной системе образования нет разъяснений для эффективной работы в этом направлении, отмечается отсутствие вариативных моделей сопровождения одарённости, нет должной методической поддержки учителя. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является: разработка и апробация модели тьюторского сопровождения одарённых младших школьников; коррекция и компенсация дисгармонического развития детей. В статье исследуется опыт Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей №11" г. Ростова-на-Дону. Методы исследования: для сбора фактического материала исследования были использованы эмпирические методы, такие как - педагогический эксперимент по введению новой модели сопровождения одарённых детей, наблюдение, классификация технологий развития одарённости, систематизация видов одарённости у детей [1]. В качестве теоретического метода использована диагностика предмета исследования с точки зрения изучения статей и другой научно-педагогической, а так же философской литературы; в качестве эмпирического - моделирование новой системы работы с одарёнными детьми. В исследовании приняли участие 32 первоклассника МАОУ "Лицей №11". Выводы и рекомендации: Наш эксперимент позволяет сделать вывод о необходимости модернизации и конкретизации процесса сопровождения одарённых детей. Для улучшения качества работы необходима разработка новых моделей и методических разработок, поддерживающих траекторию развития одарённых младших школьников. ru_RU
dc.description.abstract Research problem. Work on pedagogical support and accompaniment of talented children is recognized as one of the priority directions within the national project "Education" [3], it is stated in the federal project "The success of each child". Having studied it, it was noticed that one of the main vectors of work is the task of forming an effective system for identifying gifted children. The professional standard for teachers in developmental activity also says it - "a teacher must be able to apply in his practice the psychological and pedagogical technologies necessary for targeted work with different groups of children, including students with giftedness" [5]. If we witness the definition of giftedness, we can proceed from the explanation given by V.I. Panov - "giftedness is an individual form of formation of mental reality, representing a systemic combination of natural predisposition to realize mental capabilities in the ultimate form of individual development". [4]. Our task in working with gifted children is to move from diagnosing giftedness to creating the conditions for the manifestation of giftedness as a becoming systemic quality of the psyche. Also, we must understand that in many cases of childhood giftedness are accompanied by various biological and socio-conditioned disorders of personal development. On this basis, we can say that the solution to this problem must have a comprehensive and systematic approach. After all, as O.S. Gazman explained, "support of the gifted child assumes individually-oriented help to children in development of both general and special abilities, creation of conditions for the freest realization of the natural physical, intellectual, creative abilities and opportunities characteristic of this individual [2]. But, at the same time, we would like to note that the domestic education system lacks clarification for effective work in this direction, there is a lack of variable models of support for giftedness, there is no proper methodological support for teachers. Proceeding from the above-mentioned, the aim of the research is: development and approbation of the tutor support model for gifted junior school students; correction and compensation of disharmonious development of children. The article examines the experience of the Municipal Autonomous General Education Institution "Lyceum №11" in Rostov-on-Don. Research methods: empirical methods were used to collect the factual material of the study, such as - a pedagogical experiment on the introduction of a new model of support for gifted children, observation, classification of technologies of giftedness development, systematization of types of giftedness in children [1]. As theoretical methods were used - analysis of the subject of research on the basis of the study of philosophical, psychological and pedagogical literature, modeling a new system of work with gifted children. Thirty-two first-graders of MAOU "Lyceum №11" took part in the study. Conclusions and recommendations: The conducted study leads to the conclusion about the need to modernize and specify the process of supporting gifted children. To improve the quality of work it is necessary to develop new models and methodological developments that support the developmental trajectory of gifted junior elementary school students. en_US
dc.relation.ispartofseries Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке. Часть II ru_RU
dc.subject одарённые дети ru_RU
dc.subject тьюторство ru_RU
dc.subject начальная школа ru_RU
dc.subject обучение ru_RU
dc.subject педагогическое сопровождение ru_RU
dc.subject gifted children en_US
dc.subject tutoring en_US
dc.subject elementary school en_US
dc.subject learning en_US
dc.subject pedagogical support en_US
dc.title ПРОБЛЕМА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ НОО ru_RU
dc.title.alternative THE PROBLEM OF TUTOR SUPPORT FOR GIFTED CHILDREN IN A PRIMARY SCHOOL ENVIRONMENT en_US
dc.type article
dc.identifier.udk 376.112.4
dc.description.pages 113-119


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в электронном архиве


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись

Статистика