Электронный архив

РУКОПИСИ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ВОСТОК И ЗАПАД: М.А. УСМАНОВ И ЗАДАЧИ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

Показать сокращенную информацию

dc.contributor Казанский (Приволжский) федеральный университет
dc.contributor.author Кемпер Михаэль ru_RU
dc.date.accessioned 2017-06-16T11:07:50Z
dc.date.available 2017-06-16T11:07:50Z
dc.date.issued 2015
dc.identifier.uri http://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/113178
dc.description.abstract Данная статья посвящена роли М.А. Усманова в деле возрождения школы вос- токоведения при Казанском государственном университете. Главным утверждением автора является то, что концепция востоковедения М.А. Усманова соответствовала западной идее ориенталистики как исследованиям в области филологии и исто- рии. Ученый рассматривал арабский и персидский языки в качестве необходимых инструментов для расширения сферы научных изысканий, посвященных истории татар. Коллекция рукописей, состоящая из документов, привезенных М.А. Усма- новым из регулярных археографических экспедиций по татарским деревням и се- лам, должна была стать материальной базой для ориенталистики в КГУ, как в свое время собрания рукописей лежали у истоков востоковедения в царском Петербурге и Казани в XIX в. Также автор статьи утверждает, что для М.А. Усманова востокове- дение выступало в качестве платформы для установления международных контак- тов и развития сотрудничества с зарубежными странами (в особенности с Турцией, США, Венгрией и Германией). В статье также рассматривается история дискуссий, имевших место в 1950-х и 1960-х гг. в СССР, о природе советского востоковеде- ния. Изложенный материал позволяет сделать предположение, что деятельность М.А. Усманова по сохранению восточных рукописей (с 1963 г.), по возрождению востоковедения в Казани и интернационализации советской науки является прояв- лением духа хрущевской "оттепели", что было характерно для ученого вплоть до распада Советского Союза и на протяжении многих лет после. ru_RU
dc.description.abstract This contribution discusses M.A. Usmanov's role in the re-establishment of Oriental studies at Kazan State University. My argument is that Usmanov had a classical Western concept of Orientology, as philological and historical studies. Arabic and Persian he considered as necessary instruments to broaden the scope of research into Tatar history. The manuscripts that Usmanov brought to KGU from his regular archeographic expeditions into Tatar villages and settlements would serve as the material basis for Oriental studies at KGU, much as manuscript collections had been at the cradle of Oriental studies in imperial St. Petersburg and Kazan in the 19th century. But I also argue that Oriental studies were for Usmanov a major gateway for setting up international contacts and collaboration (esp. withTurkey, the US, Hungary and Germany). The article also discusses Soviet debates about the nature of Soviet Oriental studies in the 1950s and 1960s, and argues that Usmanov's strife for Oriental manuscript resources (since 1963), for a revival of Oriental studies in Kazan, and for internationalization, can be seen as a reflection of the spirit of Khrushchev's "Thaw" that he maintained all through the rest of the Soviet era and beyond. en_US
dc.relation.ispartofseries Тюрко-мусульманский мир: идентичность, наследие и перспективы изучения Материалы конференции ru_RU
dc.subject МА Усманов ru_RU
dc.subject востоковедение ru_RU
dc.subject ориентализм ru_RU
dc.subject история татар ru_RU
dc.subject M.A. Usmanov en_US
dc.subject Oriental studies en_US
dc.subject Orientalism en_US
dc.subject Tatar history en_US
dc.title РУКОПИСИ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ВОСТОК И ЗАПАД: М.А. УСМАНОВ И ЗАДАЧИ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ ru_RU
dc.title.alternative Manuscripts uniting East and West: Mirkasym Usmanov and the purposes of Oriental studies en_US
dc.type article
dc.identifier.udk УДК 930.85(=512.145)
dc.description.pages 7-28


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в электронном архиве


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись

Статистика